Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Воробьёва Ирина Владимировна

"Важная необходимость экологического воспитания детей дошкольного возраста"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №20 «Родничок» АГОСтатья«Важная необходимость экологического воспитания детей дошкольного возраста»Выполнила воспитатель: Воробьёва И. В.г. Арсеньев2017г.«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Если мы хотим достичь какого – то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придётся принимать её условия. (Роберт Риклефс)Пора бы человеку понять, Богатство у природы отбирая,Что Землю надо тоже охранять.Она как мы, такая же живая.Охрана природы в передовых цивилизационных странах превратилась в особый, планируемый государством вид хозяйственной деятельности – природопользование и защита окружающей природной среды.Что такое экологическое воспитание и образование сегодня - праздный вопрос. Конечно же, это воспитание и обучение нашим общим Домом – Природой, а ещё лучше в Природе. Прежде всего Природой, её красотой, её мудростью, её законами, целесообразностью и только потом её проблемами и бедами. Достаточно оглянуться вокруг и всё как на ладони – наше экологическое бескультурье и чванство, наша полнейшая экологическая неграмотность, и как следствие наши измученные и загаженные земли, воды, воздух и всё живое в них.Берегите эти земли, эти воды,Даже малую былиночку любя.Берегите всех зверей природы.Убивайте лишь зверей внутри себя.(Евгений Евтушенко)Природа! Восхищение ею – сострадания к ней – сохранение (охрана) её. Вот моя концепция детского воспитания.Мы можем сколько угодно рассказывать детям, как нужно относиться к природе, ходить на экскурсии в лес, на речку. Но если ребёнок каждый день своими глазами видит как взрослые относятся к природе разрушая и засоряя её, что же будет происходить в его душе. То и дети вырастут готовыми к тому же – разрушать и засорять природу.Нужно чтобы ребёнок, начиная с раннего возраста привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т. е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающие поколение начнёт с уважением относиться к окружающей их природе.«Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщение или страсти истребления себе подобных? Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственным выражением красоты и добра». (Лев Толстой)Дети должны учиться любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия, учиться сопереживать её бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности), учиться граммотно защищать её и бороться за её сохранения (через практическую общественную деятельность).Экологическое воспитание дошкольника выражается в гуманно – ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; интерес к природным объектам; желание и умение заботиться о живом.Формирование экологического воспитания у дошкольников предполагает:Развитие у детей экологических представлений, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;Формирование разнообразной деятельности в природе и экологически ориентированного взаимодействия с её объектами;Накопление детьми эмоционального позитивного общения с природой.Изучение экологического сознания уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности.Осваивая экологические знания, ребёнок познаёт о многообразии ценностей природы Земли. Тем самым совершенствуются познавательные умения, наблюдательность, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил поведения в природе. Всё это позволяет творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой.Для детей дошкольного возраста характерны наглядно – образное мышление, таким образом необходимые сведения дети усваивают не вербальным, а наглядным методом (путём запечатления реальных объектов и событий окружающего мира).Виды познавательной деятельности:Наблюдение – труд в природе способствует развитию у детей сочувствия, сострадания, сопереживание живым существам; позволяет увидеть ребёнку результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы.Экологическое моделирование – играя с растениями и животными дети учатся распознавать настроение живого существа, что способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости ребёнка.Поисковая деятельность – наконец художественно – творческая деятельность, слушание, чтение и рассматривание книг с рисунками о природе помогают детям закрепить полученные знания, умения и навыки, расширяют их продуктивные, созидательные возможности в мире.Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.На фоне стоящих сегодня перед человечеством экологических проблем совершенно естественным является желание попробовать сформировать у людей определённую точку зрения по отдельным экологическим вопросам. Для нас как педагогов важно помнить, что мы сможем добиться успеха только в том случае, если будем учитывать уровень восприятия реалий окружающего мира нашими детьми и сумеем завоевать их доверие.Перед тем, как начать познавать природу с детьми, давайте задумаемся о нас, как о педагогах. Каковы основные принципы, позволяющие организовать обучение так, чтобы оно стало весёлым и полезным для детей и для нас самих?Пять правил обучения детей, которые помогли мне использовать неиссякаемую энергию детей, переключать её с проказ и озорства на более конструктивные и, в конечном счёте, приносящие большое удовлетворение, дела. В основе этих правил лежат два основных чувства - уважение к детям и благовенное отношение к природе:Меньше учите, больше делитесь – когда мы делимся с детьми своими идеями и чувствами, мы побуждаем детей изучать их собственные чувства и ощущения. Между взрослым и ребёнком возникает прекрасное доверие и дружба.Будьте открытыми к восприятию – умение слушать и осознавать. Это самое благодарное направление в работе с детьми.Сразу же сосредоточьте внимание ребёнка - с самого начала задайте тон вашему путешествию в природу. Займите внимание всех детей, задавая вопросы и показывая, что интересного можно увидеть и услышать.Сначала наблюдайте, говорите потом – иногда спектакль природы может захватить ребёнка целиком (появление стрекозы и т. д.). Ребёнок может познавать природу просто вблизи. Дети редко забывают опыт прямого общения с природой.Познание природы должно быть пронизано радостью! – познание природы должно быть пронизано радостью, как в форме открытого веселья, так и в форме спокойного внимания.Дети должны, почувствовать, какое высокое вдохновение может дать природа, потому что Природа – это наша Мать, и занятия (в игровой форме) особенно ценны для растущего поколения. Участвуя в игре, мы совершаем какое – то действия и непосредственно ощущаем природные циклы и процессы. Дети лучше понимают и запоминают через прямой личный опыт.Занятия в игровой форме настраивают наши чувства на восприятие особых качеств Природы - её миролюбия и красоты, её энергии и величия, её таинственности и способности удивлять. Мы общаемся с природными объектами непосредственно – трогаем, нюхаем, пробуем на вкус, смотрим и слушаем.Задачи экологического воспитания – это задачи создания и реализации воспитательно – образовательной модели, при которой достигаются очевидные проявления начал экологической культуры детей:Развитие у детей субъектного опыта эмоционально – чувственного общения с природой и социокультурным окружением, представлением и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нём, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.Воспитание эмоционально – ценносного отношения к природному и социокультурному окружению.Осознание ребёнком собственного «Я» как части природы.Развитие практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально – чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии природным и социокультурным окружением, а так же по воспроизводству и сохранению природной среды.Самая трудная задача – это направить неиссякаемую энергию детей в такое русло, чтобы их общение с природой приобрело глубокий смысл и было наполнено радостью.Список используемой литературы:1.Джозеф Корнелл «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми» - перевод с английского Владивосток; ИСАР - Дальний Восток 1999г.2.Н. Н. Кондратьев, Т. А. Шиленок, Т. А. Маркова - «Мы»программа экологического образования детей – «Детство – Пресс» 2000г.3.О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» - ООО Издательсво «Детство – Пресс» 2014г.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X