Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Жукова Рания Фатыховна

ОБЖ Река Времени

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №407» городского округа Самара«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА»«Использование технологии «Путешествие по «Реке времени» в работе с детьми при решении задач по формированию у дошкольников культуры безопасности» Автор: воспитатель группы №9 Жукова Рания ФатыховнаСамара, 2017 год«Использование технологии «Путешествие по «Реке времени» в работе с детьми при решении задач по формированию у дошкольников культуры безопасности»Технология «Путешествие по «реке времени» автор Короткова Н.А. направлена на освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему); развивает целостное восприятие мира, логическое мышление, устанавливает причинно-следственные связи, последовательность развития мира по каждому направлению.Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Именно она  позволяет детям осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности. Игры-путешествия регулярно используются в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной  деятельности в режимных моментах. При решении задач по формированию у дошкольников культуры безопасности данная технология помогает формировать осознанное, личностное отношение к ОБЖ. Дети учатся анализировать жилище, орудия труда и быта, способы добывания пищи и ее приготовление и даже одежду, с точки зрения безопасности для человека. Научаются переносить свой опыт в установлении причинно-следственных связей на новые ситуации. Эта технология очень зрелищна. Вызывает большой интерес, так как используется много картинок и предметов, с которыми ребенок может действовать и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Дидактическое пособие «Река времени» – это длинный лист (вначале это могут быть обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х18), или - магнитная доска, на котором полосой голубого, синего, темно синего и фиолетового цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «Реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность» (фиолетовый) - «старина» (темно синий) - «наше время» (синий)- «будущее» (голубой). «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» - современный мир, может быть и будущее. Карта-панно «Река времени» символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации— «метки» каждой остановке во времени. Такими символами - «метками» являются изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города). Возможны и другие метки символы – может жилища или еще что-то характерное для определенной исторической эпохи.Остановки на «Реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером с чернилами). Такие картины-иллюстрации используются многократно.Также понадобятся аналогичные по тематике (но в большем количестве и разнообразии) одноразовые картинки - «метки» для наклеивания на панно (размер картинок примерно 6 х 8 см или 7 х 10 см). Можно делать  прямоугольной формы, но интереснее вырезать по контуру, общая картинка времени становится более живой, не выставочной.Технология строится на следующих принципах:Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет  использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.Возможно использовать следующие методы:1.Словесный метод.Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.Этот метод помогает лучше осмыслить жизненные ценности, с которыми знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.2. Наглядный метод.а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и презентаций.в) Составление и оформление макетов.Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.3. Практический метод.Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.4. Игровой метод.Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции. Примерный алгоритм проведения путешествия по «Реке времени»Обсуждение реального или вымышленного событияПостановка цели исследования (узнать)Анализ-сравнение, активное обсуждение  демонстрационного иллюстративного или предметного материалаРабота в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций  на панно «река времени»Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследованияВывешивание таблицы на стене группового помещенияДополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности Предлагаем вашему вниманию «путешествие по реке времени – «Безопасное жилище»», с использованием нескольких упражнений, которые можно проводить с детьми. А вы любите путешествовать? А куда скажите? Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие по «реке времени». Да, именно по реке, оказывается, течет не только вода, но и время. Садимся удобнее в наши скоростные лодки и в путь.-Ой, мы, кажется, попали в водоворот времени. Я слышу странные звуки, это осветительные приборы просят нас о помощи. Давайте поможем каждому из них вернуться в свою эпоху.- Впереди видна остановка, интересно, как она называется? («Древний мир»).Отгадайте загадку:Накормишь – живетНапоишь – умрет.Как вы думаете, что это? В какую эпоху костер «служил» для людей освещением? Как еще древние люди использовали костер?Пожалуйста поместите картинку с костром   на «Реку времени» возле метки «древний мир».Игра, с использованием технологии ТРИЗ «Огонь-друг, огонь-враг».После игры детям предлагается найти предметы, которые помогали взаимодействовать с огнем безопасно и рассказать, о их использовании древним человеком.Время движется, а мы вместе с ним. Следующая наша остановка «Русская старина».Под  нее девицы пряли,Ей работу освещали.Песню пели, славно… чинноА зовут ее …(лучина)Много ли дает она света? Удобно ли было ею пользоваться?Лучину помещают рядом с меткой «Русская старина».Дети делятся на две команды: одна команда «лучина»- она живет своей жизнью, может помогать, а может и «безобразничать»; другая команда люди, живущие в старину, с помощью старинных предметов они пытаются организовать свою жизнь так, чтобы «лучина» оставалась только помощником. Также рассматриваются масленые и керосиновые лампы и свечи.Посмотрите, как волнуются остальные предметы. Мы приблизились к другой нашей остановке «Современный мир». Я вам буду загадывать загадки, а вы отправлять отгадки «домой»(на участок реки времени, соответствующей эпохи). Чудеса на потолкеПовисло солнце на шнуре. На столе грибок на ножке, В шляпке солнышка немножкоЧудо кнопка на бокуЯ нажать ее могу. Батарейка – поводокСвет возник и нам помог.Далее идет сравнение и обсуждение, чем современные осветительные приборы отличаются от старинных и древних с точки зрения безопасности. Какие новые опасности появились в связи с изобретением электричества, батареек и т.д. В итоге дети делают вывод, безопасность, прежде всего, зависит от человека, и на протяжении всего времени человек с помощью различных изобретений старался как можно больше обезопасить свое жилище - потому, что безопасность прежде всего. Интересно, а как осветительные приборы  будут выглядеть в будущем, а как безопасны будут они? А появятся ли новые опасности? Детям дается задание, подумать об этом дома, принести сообщения и рисунки на эту тему, чтобы разместить их на участке «будущее» в реке времени. 

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X