Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Аристова Виктория Валерьевна

Методы работы на уроках музыки в рамках инклюзивного образования

скачать документ

Вернуться назад

Методы работы на уроках музыки в рамках инклюзивного образованияАвтор: Аристова Виктория Валерьевна, учитель музыкиМуниципальное бюджетное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа им. М.М. Рудченко с.Перелюб» ( МБОУ «СОШ им.М.М.Рудченко с.Перелюб)В данной работе мы рассмотрим некоторые практические приемы работы с детьми с ОВЗ на уроках музыки. Известно, что современное образование с каждым годом становится все доступнее и совершеннее. Не остаются без внимания дети с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети являются необычными, они зачастую открыты миру, готовы принимать и верить каждому. Конечно, задача современной школы и в первую очередь педагога состоит именно в том, чтобы создать для детей с ОВЗ полноценные условия обучения.Выделяют несколько групп детей с ОВЗ, это: слабовидящие, слепые, слабослышащие и глухие, а так же дети с нарушением опорно-двигательной системы, расстройством эмоционально- волевой сферы, дети с нарушением интеллекта, с задержкой и комплексным нарушением развития. Каждый ребенок, относящийся к той или иной группе, имеет свои образовательные потребности и специфика образования для каждой категории различна. [2: с.34]«Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая людей с ограниченным здоровьем) в полном объеме участвовать в жизни коллектива в детском саду, в школе, в учреждении дополнительного образования детей, в институте». [1,130]Рассмотрим практические приемы обучения и создания условий для реализации образовательного процесса для таких детей на уроках музыки. Почему именно «Музыка»? Данный предмет – комплексный и соединяет в себе начала всех наук, учит понимать свои чувства и эмоции, эмоции других людей, раскрывает внутренний потенциал каждого ребенка и именно поэтому для детей с ОВЗ так важно слышать музыку, слушать и понимать её. Музыка учит коммуникабельности, ведь за годы обучения ребенок знакомится с удивительным миром и необычными людьми музыки. Музыка обладает терапевтическим эффектом и способна влиять на самую суть личности.Музыкотерапия позволяет ребенку раскрыть свои собственные чувства и научиться узнавать эти чувства у окружающих. Так как психо- эмоциональное здоровье детей с ОВЗ связано с физическими показателями, то прослушивание композиций, а так же вокальное пение становятся источником исцеления для таких детей. На уроках многие слабовидящие и слепые дети не имеют возможности увидеть музыку, описать её через цвета с помощью красок или нарисовать то, что представили. Для таких детей необходимы иные, новые приемы работы и один из таких практических примеров – это тактильные доски с тканью или иными материалами различной текстуры. Ребенку предлагается прослушать музыкальное произведение и описать его, используя наиболее подходящую на ощупь ткань. Например, на одном из уроков музыки мы прослушиваем пьесу «Утро» Э.Грига и предлагаем ребенку подобрать из предложенных тканей ту, которая больше передает музыку. Проведя исследования тканей руками, ребенок выбирает атлас среди ситца, льна, атласа и шерсти. Теперь нужно рассказать об этой ткани, описать её. Атлас достаточной мягкий, приятный и нежный, прохладный, и именно поэтому так легко представить музыку Э.Грига с той свежестью, которую композитор описал музыкой. Музыка представляется для таких детей при помощи вкуса и запаха. Например, песню «Оранжевая песенка» ребенок сможет прочувствовать, если вдохнет запах апельсина и получит от учителя информацию, что солнце похоже на апельсин, потому что имеет аналогичный цвет и форму. Ребенок подробно изучает форму апельсина, его запах и цвет и тогда какой живой становится музыка, каким естественным, позитивным станет оранжевое солнце. Если данные приемы воссоединять и использовать постоянно в своей работе, то не будет сложности в выражении эмоций, чувств и состояний, а границы общения будут как никогда широкими. Есть и другие дети, возможности которых в сравнении со слабовидящими и слепыми гораздо шире, это дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Не имея возможности познавать мир через движения, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата могут создавать материальный мир своими руками. Эффективной является лепка из пластилина или глины с последующим декорированием созданного предмета. Для более младших групп используется пальчиковое рисование, как при помощи красок, так и с использованием других не опасных, естественных материалов.При изучении тем, которые напрямую или косвенно связаны с познанием музыки через музыкально -ритмические движения, предлагается воссоздавать танцевальные движения с помощью рук, если это возможно. Например, можно показать характер звучащего произведения – от вальса до марша при помощи взмахов кисти, а так же устроить театрализацию с помощью пальчиковых кукол. Очень интересны и полезны будут танцы с помощью пальчиковых кукол, где в роли ног будут выступать пальцы детей. Можно разучить польку или яблочко, устроить настоящий бал и станцевать парные танцы. Особенным комплексом приемов для создания здоровьесберегающих условий обучения необходимо пользоваться, если нужно работать с детьми с ОВЗ, у которых наблюдаются расстройства эмоционально-волевой сферы. Например, во время прослушивания музыки П.И. Чайковского из цикла «Времена года» - «Май» учитель использует особый спектр приемов в своей работе. Для того, чтобы довести материал до детей наиболее точно можно использовать визуальные и ароматические образы сирени, яблони или иных образов. Данные приемы позволяют раскрыть все внутренние резервы такого ребенка, освободить от зажатости или возбудимости и тогда не будет проблем с усвоением материала, с выражением своего истинного творческого «Я». [2,12]Нельзя переоценить лечебный эффект музыки для детей с нарушением эмоционально-волевой сферы. Слушание музыки с такими детьми отличается от работы с общим классом. Музыка всегда звучит тише, чем обычно, анализ произведения и вызванных эмоций проводится не спеша. Ребенку нужно время и помощь, чтобы выразить свои эмоции. Для наиболее эффективного воздействия используется комбинирование звуков природы, инструментальной музыки. Звуки природы открывают ребенка для композиции, которая еще будет звучать, они являются подготовительным этапом. Второй звучит инструментальная музыка .которая несет терапевтический эффект, но прежде чем будет получен результат, необходимо тщательно проанализировать возникшие у ребенка чувства и ассоциации. Ассоциации, которые сопровождают слушание музыки, могут помочь нам перенаправить работу в нужное для урока русло. Можно предоставить слушающим поработать с красками, и изобразить цветовыми пятнами свое настроение. По окончанию слушания композиции и анализе пережитых ребенком чувств стоит возвратиться к музыке природы, которая расслабляет и снимает напряжение, особенно важно, если предыдущая композиция затронула негативные эмоции. Не редко бывает, что абсолютно мажорные произведения вызывают у учащихся негативное, отталкивающее ощущение, тогда как меланхоличные произведения наоборот несут повышение настроения для ребенка. Важно заметить и использовать нужную композицию в определенный момент времени.Обобщая все вышесказанное, не могу не заметить, что для проведения занятий с детьми с ОВЗ необходимо особенное оборудование, подходящее именно определенной группе детей, но творческий подход к решению образовательных задач и желание сделать ребенка счастливым – самые главные слагаемые образования, создающие условия для обучения всех детей.Список использованной литературы:1.Интеграция в общество людей с особыми потребностями: доклад, представленный на Первой московской международной конференции по проблемам синдрома Дауна и помощи людям с умственными и нарушениями.- С. Керне -М., 2013.-56с.2.Социальная эксклюзия и социальная инклюзия, сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. - М., 2003.-181с.3.Воздействие музыки на детей с ОВЗ – Т.Цепелева, -М., 2016.-[электронный ресурс: http://ekoner.ru/vozdejstvie-muzyki-na-detej-s-ovz.html]

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X