Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Югай Наталья Владимировна

Особенности коррекции средствами движений

скачать документ

Вернуться назад

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 16 » ( МАДОУ ДС КВ № 16 ) РЕСПУБЛИКА КОМИ г. УСИНСК РЕФЕРАТ на тему: « ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ СРЕДСТВАМИ ДВИЖЕНИЙ» Автор: ЮГАЙ НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ 2 ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНАЯ ОСНОВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДВИЖЕНИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ 1.1 Краткий научный обзор использования кинезитерапии в практике лечения и коррекции. 4 1.2 Виды кинезитерапии применяемые в психолого-коррекционной работе с детьми ОВЗ. 5 Глава 2. ВАРИАНТЫ ПСИХОЛОГО-КОРРЕКЦИОННОЙ СВЯЗИ С ДВИЖЕНИЕМ И МУЗЫКОЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА 2.1. Особенности современных методик коррекционной работы средствами движений и актуальность их применения. 6 2.2. Логоритмика как одна из методик коррекции речевого нарушения у дошкольников с помощью музыкально - ритмических движений 7 2.3. Основные задачи и средства логоритмического воздействия 8 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10 ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЯ 3В современном обществе одной из актуальных проблем является тема здоровья подрастающего поколения которая связана с увеличением количества детей, имеющих различные проблемы. Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны несовершенство двигательной сферы, плохая координация движений, нарушение общей и мелкой моторики, поверхностное дыхание, нарушения речи, а также дефицит внимания, краткосрочная память и сниженная работоспособность. Гиперактивное или наоборот пассивное состояние детей обусловлено слабостью центральной нервной системы. Коррекционную работу в этом направлении нужно начинать в раннем возрасте. Необходимость профилактики нарушений двигательной сферы обусловил мой выбор в работе по теме "Особенности коррекции средствами движений". Целью моей работы стало: Преодоление речедвигательных нарушений у детей дошкольного возраста средствами синтеза музыки, движения и слова.Окружающий нас мир живет по законам ритма: смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое. Поэтому с самого раннего детства важно развивать ритмическое чувство через упражнения и игры.Занятия по коррекционной ритмике (логоритмике), включенные в образовательный процесс ДОУ компенсирующего вида дают возможность для успешного развития, обучения и социальной адаптации детей с проблемами.Для этого я поставила перед собой следующие задачи:- формировать правильное дыхание- развивать способности ориентироваться в пространстве- вырабатывать четкие координированные движения в взаимосвязи с речью и музыкой- развивать и корректировать музыкально-ритмические движенияОсобенностью логоритмического воздействия является эффективность развития музыкально-двигательных и речевых сфер, эмоциональной устойчивости и коммуникативных навыков 4Коррекционной основой кинезитерапии ( терапии движением) являются единство музыки и движения. Еще с древних времен танец использовался в лечебных целях. Основатель ритмики Ж. Далькроз утверждал, что всякий ритм- есть движение. Зарубежные ученые К.Колер и К.Швабе отмечали движения как психотерапевтический метод, а Л.Бонев, А.Слынчев и Ст.Банков отнесли кинезитерапию к неспецифически действующим терапевтическим факторам, средства и формы которой повышают устойчивость организма и направлены на необходимую адаптацию. Музыкальная ритмика целенаправленно формирует познавательную, волевую и эмоциональную сферы личности. В.М. Бехтерев подчеркивал, что движения способствуют выявлению ритмических рефлексов и устанавливают равновесие в работе центральной нервной системы. Исследования российских психологов М.О.Гуревича , А.А.Леонтьева ,А.Р. Лурия указывали на связь двигательных и речевых анализаторов. В.А.Гиляровский отмечал влияние коррекционной ритмики на общий тонус и психоэмоциональное состояние, активизацию лимбической системы и подвижность центральной нервной системы. Положительные корреляции психического развития с развитием произвольной лицевой моторики показаны в исследованиях Л.А.Квинта и М.И.Доценко. Особенность кинезитерапии - наличие музыки, даже без связи с движением как лечебный фактор. В.А. Гринер, И.С. Самойленко, Н.А.Власова, А. Флогенская, Е.В. Конорова, Е.В.Чаянова отмечали эффективность ритма как организационного элемента музыки для регулирования движений. Ритмика развивает восприятие, память внимание, воображение. Кинезитерапия применяется в специализированных дошкольных учреждениях , психоневрологических клиниках и реабилитационных центрах. Ее основу составляют клинические и психолого-педагогические дисциплины. Взаимосвязь телесного напряжения и эмоциональных переживаний составляет теорию телесной терапии В.Райха и А. Лоуэна. Исследования И.М.Сеченова и И.П.Павлова об условно-рефлекторно-временных связях и образовании динамического стереотипа лежат в основе коррекции различных психомоторных отклонений. Н. А. Бернштейн показал уровневую систему регуляции двигательной и речевой функций. В работах А.Р. Лурия была показана роль отдельных областей мозговой коры в осуществлении двигательных актов. Положительный эффект использования движений в коррекции психоэмоциональных состояний других нарушений в развитии подтверждается рядом авторов ( В.М. Сеченовым, В.М. Бехтеревым, А.М. Бернштейном, В.А. Гиляровским , Д.С. Озерецким, В.А. Гринер, Г.А. Волковой и другими) 5В психолого-коррекционной работе с детьми ОВЗ применяются следующие виды кинезитерапии:1) Танцетерапия - передача через пантомиму жестов, выражений определенных чувств и переживаний построенных на образно-сюжетных и народных танцах и хореографической гимнастике для психологической разрядки и коррекции психомоторных нарушений. Для детей с ОНР и ЗПР используются детские современные танцы в форме "Дискотеки", а также элементы ритмических народных танцев( " Танцевальный фестиваль"),где движения выполняются по показу. Важно присутствие импровизации, а не обучения.2) Коррекционная ритмика - лечебная ритмика ,где ритм универсальная категория и основной задачей которой является развитие чувства ритма с помощью системы двигательных физических упражнений под музыку и без нее с использованием в лечебно-коррекционных целях. В нее входят:а) Логоритмика- активная терапия движением, опирающаяся на связь слова, музыки и движения.б) Фонетическая ритмика - применяемая с раннего возраста система речедвигательных упражнений для снятия напряженности и монотонности речи. в) речевая ритмика-система упражнений с предметами , на месте и в движении, направленная на обучение детей произношению звуков, слогов, фраз в сочетании с движениями .Основана на подражании взрослому и включает в себя релаксацию.3) психогимнастика - кинезитерапевтическая методика обучающая детей различать и управлять эмоциями через мимику, пантомимику, осознавать взаимосвязь между мыслями , чувствами и поведением и направленная на преодоление страхов и тревожности через двигательно-театрализованные этюды.4) сюжетно-игровая кинезитерапия - вариант двигательной терапии, где все коррекционные упражнения объединены одним сюжетом и проводятся в игровой форме с подгруппой или группой детей для коррекции психомоторики и строиться на умении ребенком чувствовать свое тело и формировании произвольности движений (релаксация)5) релаксация - упражнения на напряжение и расслабление с использованием контрастной музыки для ощущения экспрессии своего тела через музыкально-игровые образы. Регулирует мышечный тонус. Для развития навыков невербальной коммуникации используются варианты:Индивидуальный - экспрессия своего телаПарный - отношение к партнеруГрупповой - навыки коллективизма.В конце занятия проводится обсуждение в кругу детей по алгоритму « Мое тело может быть…» или «Я ощущал, как мое тело….» Средства кинезитерапии подбираются в зависимости от коррекционных задач и характера имеющихся нарушений, которые осуществляют коррекцию отклонений в психомоторике, психических функциях, эмоциональной, личностной сферах ребенка с проблемами 6В ДОУ компенсирующего вида для детей с проблемами используются различные методики, направленные на решение коррекционных задач средствами движений. К ним относятся:- игротерапия- музыкотерапия- этнотерапия- кинезитерапияВо всех этих методиках могут предлагаться одинаковые упражнения и игры , но с разными заданиями. Главной формой работы при этом является индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей. Каждая из этих методик имеет свои особенности коррекционного воздействия.Игротерапия – здоровьесберегающая технология, направленная на эмоциональное самовыражение ,позитивное принятие себя и окружающего мира, развитие творческого потенциала. Музыкальное сопровождение играет немаловажную роль. В играх развивается быстрота реакции , координация движений, ориентация в пространстве, выносливость, а также совершенствуются разнообразные двигательные умения и навыки.Музыкотерапия – лечебная методика, направленная на профилактику широкого спектра заболеваний, где музыка является вспомогательным средством. Подразделяется на рецептивную, активную и интегративную. Применяется на основе предварительной диагностики детей и определяется вариантом и характером имеющихся нарушений, коррекционными задачами и возможностями ребенка. Минирелаксации помогают ребенку почувствовать свое тело, показывают возможность управлять им , учат расслабляться при напряжении.Этнотерапия – вид музыкально-двигательной терапии с использованием элементов народных танцев, фольклора, пантомимы по показу взрослого. Важно использовать творческие импровизации.Кинезитерапия - терапия основанная на единстве музыки и движений. Применяется в формах коррекционной ритмики, танцетерапии, хореотерапии, психогимнастики, ритмопластики.Актуальность применения вышеуказанных методик состоит в то, что дети воспринимают заключенные в них задания как игру , а какой ребенок не любит играть? Разученный и усвоенный в течение учебного года материал помогает занять досуг детей в летний период, а также на прогулках и в самостоятельной деятельности. 7Логопедическая ритмика - это комплексная методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения.Целью логоритмического воздействия является преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.Занятия в ДОУ компенсирующего вида проводятся фронтально 1 раз в 2 недели по 20-35 минут в зависимости от возраста детей, в соответствующей роду логоритмической деятельности одежде. Тематика и цели занятия должны соответствовать текущему этапу коррекционной логопедической работы. Музыкальное сопровождение занятий осуществляет музыкальный руководитель. Актуальность логоритмических занятий состоит в эффективном запоминании музыкально-игрового материала развитии рече-двигательных навыков, укреплении физического здоровья через применение на занятиях здоровьесберегающих технологий, интегративной форме взаимосвязи ДОУ и родителей через предоставление им музыкально- игрового материала разучиваемого на логоритмических занятиях для использования в домашних условиях в форме « Музыкального киоска» с периодическим пополнением. 8Основными задачами логопедического воздействия являются:- развитие слухового внимания- развитие музыкально-звукового тембра, динамического слуха- развитие фонематического слуха- развитие пространственной организации движений- развитие общей и мелкой моторики, мимики, пантомимики- формирование и развитие кинестетических ощущений- воспитание выразительности и грации движений- воспитание переключаемости с одного вида деятельности на другой- формирование развитие и коррекция слуховой, зрительной и двигательной координации- развитие физиологического и фонационного дыхания- развитие певческого диапазона голоса- развитие чувства ритма- воспитание умения определять характер музыки и согласовывать ее с движениями- воспитание умения перевоплощаться- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков- воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением- формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.Успешное решение задач осуществляется через средства логопедической ритмики:- ходьба и марширование в различных направлениях- упражнения на развитие дыхания голоса и артикуляции- упражнения регулирующие мышечный тонус - упражнения активизирующие внимание - речевые упражнения без музыкального сопровождения- упражнения на развитие музыкального слуха- ритмические упражнения- пение- упражнения в игре на детских музыкальных инструментах 9- импровизации на детских музыкальных инструментах- игровая деятельность- развитие творческой инициативы- заключительные упражнения на расслабление ( релаксация) Работая в ДОУ компенсирующего вида с детьми ОНР и ЗПР я вижу особенности детей и стараюсь повысить уровень их развития с помощью логоритмических занятий. Для решения коррекционных задач и профилактики речевых нарушений на занятиях я применяю такие задания, как:Валеологические песни - распевки (песенки мажорного лада в начале занятия, задающие позитивный фон и подготавливающие голос к пению)Дыхательная гимнастика – упражнения для формирования правильного речевого дыхания ( короткий вдох - длинный выдох) тренируют силу вдоха и выдоха.Артикуляционная гимнастика – упражнения способствующие тренировке мышц речевого аппарата.Игровой массаж – выполнение массажа расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы, тонизирует нервную систему, поднимает настроение и улучшает самочувствие ребенка Пальчиковые игры – упражнения с пальчиками и ладошками развивают речь ребенка, общую и мелкую моторику, благоприятно влияющие на все функции организма. Речевые игры – песенки сопровождающиеся движениями и звучащими жестами, которые эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательную активность, ориентирование в пространстве, слуховое внимание, чувство ритма, музыкальную память, творческую фантазию и воображение, расширяют словарный запас.Сказки шумелки – игра на шумовых и музыкальных инструментах способствует развитию слухового восприятия, мелкой моторики, формирует навыки сотрудничества и сотворчества.Коммуникативные игры – музыкально- ритмические движения с непосредственным контактированием с партнером, развивают навыки общения, разрешают конфликтные ситуации, устанавливают контакт.Музыкотерапия – слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражение, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.Коррекционные особенности средствами движений различных методик в комплексе дают следующие результаты:- повышение уровня развития музыкальных , творческих и речевых способностей детей- стабильность физической , умственной работоспособности, а также эмоционального благополучия каждого воспитанника, снижение уровня заболеваемости. 10Мною были апробированы на занятиях с детьми с ОНР и ЗПР различные коррекционно - двигательные упражнения и игры. Наблюдая за воспитанниками я увидела, как постепенно снижается двигательная заторможенность, исчезает неуверенность и скованность в движениях страх перед речью. У детей развиваются коммуникативные навыки общения, повышается эмоциональная устойчивость и положительная самооценка. Использованные на занятиях и в индивидуальной работе упражнения позволили тренировать различные группы мышц, правильное дыхание и тем самым совершенствовали координацию движений. Музыка сопровождающая упражнения улучшила пластичность движений, придала им мягкость и выразительность. Дети учились различать ее динамические оттенки, определять темп и ритм. Таким образом у ребенка происходит коррекция и улучшаются двигательные навыки, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушенийАрсеневская О.Н. « Система музыкально - оздоровительной работы в детском саду» Волгоград изд. Учитель 2013Буренина А.И « Ритмическая пластика для дошкольников» С-Пб, 1994Картушина М.Ю. « Логоритмические занятия в детском саду»Комиссарова Л.Н., Медведева Е.А., Шашкина Г.Р. Музыкальное воспитание детей с проблемами развития и коррекционная ритмика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений ( под редакцией Е.А. Медведевой) Серия: Педагогическое образование Академия, 2002 (страницы 98-109 глава 2)« Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Учебно - методическое пособие для воспитателей и педагогов Москва 1997Новиковская О.А. « Логоритмика» С-Пб , Корона-принт 2005Федорова Г.П « Поиграем потанцуем» С-Пб, изд. Акцидент 1997г.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X