Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Отпущенникова Ольга Егоровна

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности в условиях реализации ФГОС ДОО

скачать документ

Вернуться назад

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возрастав различных видах деятельности в условиях реализации ФГОС ДОО(обобщение педагогического опыта)Отпущенникова Ольга Егоровнамуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 30 г. Кировска (МБДОУ № 30 г. Кировска)воспитатель 1 категории «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок» В.А. СухомлинскийДошкольный возраст – особо значимый период в развитии личности. Именно в этот период у ребенка формируются многие качества, складываются интересы, начинается процесс самопознания, - ребенок пытается понять, кто он в этом огромном мире.Ребенок, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру и социальную активность.Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.Тема духовно-нравственного воспитания очень актуальна, поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится: «Стандарт направлен на решение следующих задач: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» обращается внимание: на гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, бережное отношение к природе и окружающей среде.Ориентируясь на социальный заказ общества, работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день в процессе своих наблюдений – я выявила, что духовно – нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому что именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований.Перед собой поставила цель: Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.Для достижения этой цели определила ряд следующих задач:Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, посёлку, к природе родного края средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово; вызывать желание узнать новое об их истории.Расширять представления детей о различных сторонах народной культуры: быте, традициях, декоративно – прикладном искусстве, устном народном творчестве (сказках).Развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.Воспитывать духовно-нравственную личность, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.Повысить педагогическую компетентность родителей в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой признана организация проектной деятельности. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.Использование проектного метода в системе духовно – нравственного воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе воспитания детей;- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.В своей работе реализовала несколько проектов, один из них «Родной край». Познакомила детей с жизнью коренных народов Кольского полуострова (беседы, рассказы воспитателя, чтение художественной литературы; посещение библиотеки; просмотр видеофильмов, презентаций о жизни коренных народов Кольского полуострова; мини-музей «Родной край»; фотовыставки с видами города, посёлка, природы в разное время года; участие в конкурсах и выставках художественного творчества детей на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях).Используя разные формы и методы нравственного воспитания, дети учились видеть красоту своего родного посёлка, города, знакомились с талантом русского народа, учились любить свой родной край и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Россия. Итогом работы стала игра-викторина на тему «Русь, Россия – Родина моя!», которая показала уровень полученных знаний детей о нашей стране, о нашем посёлке; о символике государства; стремление подражать героям нашей Родины; любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов.Ещё один проект, который был реализован «Доброта спасёт мир». Цель проекта: Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.В разных видах деятельности происходит накопление и обогащение знаний детей. Работа охватила все образовательные области.Физическое развитие.Беседа «Добрые слова улучшают настроение», игра «Назови ласково», психогимнастика «Не сердись – улыбнись!», игра с мячом «Добрые слова», подвижные игры «Волшебный стул», «Соревнования друзей».Социально – коммуникативное развитиеНаблюдение за поступками взрослых и детей, побуждение детей к выражению доброго отношения к окружающим (во время приветствия, во время игровой деятельности, в режимных моментах). В труде – ремонт книг, уход за комнатными растениями, поддержка порядка в группе, помощь младшему воспитателю в режимных моментах, помощь малышам в уборке участка.Познавательное развитиеРассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев; этические беседы с использованием наглядных дидактических пособий «Уроки доброты»; просмотр мультфильмов, презентаций; беседы о добрых поступках и делах; работа с альбомом «Правила поведения дошкольников».Речевое развитие:Беседа «Что такое доброта?»; рассказ воспитателя «Как отличить плохой поступок от хорошего?»; беседа с детьми «Какими могут быть добрые дела?», «Природа добрая и злая»; разучивание пословиц о добре; дидактическая игра «Скажи наоборот»; ситуативные разговоры «Мои хорошие поступки», «Чем порадовать друга?»; составление рассказа «Почему добро побеждает зло?»; обогащение словаря по теме; чтение художественной литературы.Художественно- эстетическое развитие.Рисование: «Страна доброты», «Цветы для мамы», «Какого цвета доброта»Аппликация: «Одежда для мамы, «Открытки для мамы, бабушки, папы», коллективная работа «Букет для мамы»Лепка: «Букет для бабушки», «Кормушка для птиц»Музыка: Прослушивание песен на тему проекта, выступления для детей младших групп, слушанье звуков природы.Хочу отметить, что, конечно же, вся работа проводилась через игровую деятельность.Игра с давних пор считается мощным средством воспитания ребенка, в том числе нравственного и духовного развития личности дошкольника.Играя с детьми в сюжетно – ролевые игры, увидела, как происходит развитие коммуникативных умений, формируется социальное сознание ребенка. Дети развивают не только речевые умения, но и учатся играть вместе с другими детьми.Когда создается новая жизненная ситуация, тогда дети стремятся полнее реализовать потребность в общении. В сюжетно – ролевых играх дети совершенно свободны и вносят даже в подражательное действие нечто оригинальное и неповторимое.Театрализованные игры создают благоприятные условия для развития чувства партнерства, осваиваются способы позитивного взаимодействия.Играя в дидактические игры, у детей вырабатывается понимание общности некоторых проблем, а совместное решение в процессе игры помогает лучше овладевать навыками общения, при этом дети учатся выполнять четкие правила игры, что дисциплинирует, даёт возможность общаться в коллективе, слушать товарища.Играя с детьми в коллективные игры, заметила, что дети помогают друг другу, но и умеют достойно проигрывать, у детей формируется самооценка, развиваются организаторские и творческие способности.Налажена работа с разными социальными и общественными структурами. Дети ежегодно выступают с поздравлениями в Волонтёрском центре и СДК п. Коашва, активно принимают участие в совместных мероприятиях в сельской библиотеке.Эффективность взаимодействия с родителями зависит от психологического микроклимата и настроя, который налаживается в повседневном общении между воспитателем и родителями детей.На родительском собрании предлагала родителям решать кроссворды на педагогические темы; приглашала участвовать в календарных праздниках, в совместных мероприятиях (экскурсиях, субботниках). Подготовила консультации «Воспитание маленького патриота», «Роль фольклора в развитии детей», беседы, наглядный демонстрационный материал, папки-передвижки для родителей к 9 Мая, к Дню народного единства, к «Дню космонавтики», «Бабушки и дедушки», «День матери», «День семьи», «Что такое семья?», буклет «Нравственно-патриотическое воспитание» и др.; выставки рисунков детей и совместных детско-родительских работ. Оформила патриотический уголок, в котором есть вся символика государства: герб, флаг, текст гимна, книги о войне, военная атрибутика, книги и альбомы о родном крае, картотеки игр и бесед по нравственно-патриотической тематике.Анализ мониторинга социально-нравственного развития детей показывает:Значительно возрос уровень сформированных знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.У детей появился интерес к истории, художественной литературе, природным богатствам родного края.Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.Выросло количество участников проводимых конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.Сформированы способности детей договариваться, оказывать друг другу поддержку, взаимопомощь.У участников проекта появилось стремление совершать добрые поступки.Результаты обследования позволяют сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования духовно-нравственных качеств у дошкольников является действенным и эффективным.Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.Своими методическими разработками делюсь не только с коллегами нашего детского сада, но и на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. Они прошли экспертную оценку и размещены на страницах сайта ДОУ, nsportal.ru, maam.ru, pedrazvitie.ru. В сборнике методических материалов при ГАУДПОМО «Институт развития образования» напечатана статья «Патриотическое образование старших дошкольников в процессе ознакомления с особенностями родного края в условиях реализации ФГОС ДОО». Приняла участие в международном конкурсе методических разработок.В дальнейшем буду продолжать работу по данной теме. Придерживаясь основного принципа дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.Литература1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой. - М., 1991.2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. – СПб: Детство-Пресс, 1999.3. Костик Э. П., Кочнева Н. Н. Мой родной дом. - М., 2004.4. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб: Детство-Пресс, 1999.5. Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X