Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Степанова Татьяна Ивановна

Произведения о Великой Отечественной войне

скачать документ

Вернуться назад

Произведения о Великой Отечественной войнеКласс 6Урок - литератураТема. Проблема исторической памяти в стихотворениях К.М.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и Д.С.Самойлова «Сороковые»Цели:Обучающая: познакомить с жизнью и творчеством К.Симонова и Д.Самойлова, показать, как тема памяти представлена в их произведениях, показать связь поколенийРазвивающая: Совершенствование речевых и коммуникативных компетенций, Развитие интереса к поэзии, формирование языковой чуткости. Развитие навыка выразительного чтения, диалогической и монологической речи, развитие навыка литературоведческого, лингвистического анализа текстаВоспитывающая: воспитание чувства патриотизма, любви к своему языку, народу, историиТип урока - урок изучения нового учебного материалаОборудование: книги о ВОв, проектор ( записи песен о войне, доска,карточки с заданиями.Какою ценой завоёвано счастье,— пожалуйста, помните!Р.РождественскийI. Организационный этапСлово учителя- Ребята, по говорим о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и на примере стихотворений Симонова и Самойлова убедимся в том, что эта темы занимает особое место в их творчестве, а главное - постараемся уяснить для себя, какое место занимает это трагическое и героическое событие в нашей жизни.Итак, всем нам известно, что Великая Отечественная война стала огромной трагедией и великим подвигом всего нашего народа.II. Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала-Что вам известно о ней Великой Отечественной войне 1941-1945 годов?-Какие события войны вы можете назвать? (22 июня - вероломное нападение фашистской Германии и ее сателлитов на Советский Союз и начало Великой Отечественной войны, оборона Брестской крепости, битва за Ленинград. Сталинградская битва, Курская битка, танковая битва под Прохоровкой. ( 9 мая- День Победы над фашистской Германией.Слово учителя:О Великой Отечественной войне 1941-1945 годов создавалось огромное количество военных песен.Какие из них вы смогли бы назвать?III. Этап изучения нового материала1.Чтение стихотворения:Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет:- Повезло.- Не понять не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,- Просто ты умела ждать, Как никто другой.2.Совместный комментарий к прочитанному:Солдат знает, что дома о нем помнят, что дома его ждут близкие, родные люди, поэтому он мужественно сражается с врагом, за свою семью, за свою Родину.3.Анализ стихотворений Симонова и Самойлова- А теперь мы более подробно остановимся на произведениях Симонова и Самойлова.Константин Симонов родился в годы Первой мировой войны.«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» 1941. К. М. Симонова)(Звучит в записи стихотворение, посвященное А. Суркову) — Какие чувства вызывает это стихотворение? Какие строки больше всего потрясли вас, вызвали самые сильные переживания?Стихотворение передает чувство горя, огромной беды, вызывает сострадание к тем, кто пережил войну.4.Словарная работа на уроке.Слова. Кринка – глиняный горшок для молока.Тракт – большая проезжая дорога.Плúсовый – сделанный из хлопчатобумажной ткани, напоминающей бархат. Просёлок  – грунтовая дорога между небольшими населенными пунктами.Салóп – широкое женское пальто особого фасонаПáжить –   пастбище, место, где пасут скот.Окóлица – изгородь вокруг всего селения.Погост - церковь с прилегающим участком и кладбищем, в стороне от села. (Сейчас так называют сельское кладбище)IV.Этап применения новых знаний После того, как всё написано Беседа:- Мы узнали, что кринка – глиняный горшок для молока. - Для чего усталые женщины несли солдатам молоко в кринках? Почему они прижимали их к груди?Всем миром сойдясь, наши прадеды молятсяЗа в Бога не верящих внуков своих. -Что означает выражение: «Всем миром сойдясь...»?Слово мир имеет много значений. Одно из них устаревшее: сельская община. Всем миром означает «сообща».Строки Симонова перекликаются с поговоркой «На миру и смерть красна», то есть нестрашно умереть на людях, все легко перенести не в одиночку, а вместе с другими.- Как эта поговорка углубляет смысл симоновских строк?Симонов хочет сказать, что солдаты не боятся погибать за Русскую землю. Даже если они остались одни, то их деды все равно словно бы смотрят на них всем миром, помогая сражаться, чтобы не уступить врагу Русскую землю. Войска отступают, но жители, которые остаются на оккупированной территории, верят, что войска вернутся и прогонят фашистов с Русской земли. РОДНЫЕ ПОМНЯТ О СОЛДАТАХ И ЖДУТ их.VЭтап изучения нового материала - А теперь разберем стихотворение   Д. С. Самойлова «Сороковые» .– Прочитайте статью о проэте.- Сколько лет ему было, когда началась война? Что еще мы узнаем об авторе?      Давид Самойлов тоже был двадцатилетним, когда началась война.Слово учителя:Его книга, написанная после войны, открывалась стихотворением - «Сороковые». Автор выпустил эту книгу только спустя тринадцать лет после войны.Мы сталкиваемся с проблемой памяти.- В каком году написано стихотворение?- Почему спустя столько времени автор смог вспомнить о войне? (Было больно, трудно вспоминать) (Звучит музыка, положенная на стихи Самойлова)Д. С. Самойлов. «Сороковые»Сороковые, роковые,Военные и фронтовые,Где извещенья похоронныеИ перестуки эшелонные.Гудят накатанные рельсы.Просторно. Холодно. Высоко.И погорельцы, погорельцыКочуют с запада к востоку...А это я на полустанкеВ своей замурзанной ушанке,Где звездочка не уставная,А вырезанная из банки.Да, это я на белом свете,Худой, веселый и задорный.И у меня табак в кисете,И у меня мундштук наборный.И я с девчонкой балагурю,И больше нужного хромаю,И пайку надвое ломаю,И все на свете понимаю.Как это было! Как совпало -Война, беда, мечта и юность!И это все в меня запалоИ лишь потом во мне очнулось!..Сороковые, роковые,Свинцовые, пороховые...Война гуляет по России,А мы такие молодые!1961— Какова, по-вашему, главная мысль стихотворения? (Главная мысль стихотворения — противоестественность совмещения войны и жизни, смерти и молодости.)   КАРТОЧКИVI. Этап усвоения новых знаний- Курская битва.- Да. Верно. Продолжалась Курская битва 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г.Много поэтов и писателей посвятили свои произведения самому грозному событию XX века. Но есть и дети, которые пишут стихи о войне, которые помнят об этом событии.Я вам зачитаю стих-я о войне, которые написал ученик той школы, в которой я училась. И создал он это произведение в возрасте, обратите внимание, 12-13лет.А сейчас я попрошу вас показать всё то, что вы приготовили к сегодняшнему уроку дома.VII. Этап закрепления нового материалаУченикам было предложено выяснить у родителей, у бабушек и дедушек, какие песни военных лет они помнят, назвать картины художников, посвященные Великой Отечественной войне. Рассказать всё, что им показалось интересным по данной теме (нарисовать рисунок, назвать фильмы о войне, прочитать наизусть стихотворение и т.д.)VIII. Подведение итогов урокаIX. Дом.задание дифференцированное: 1. Записать ответ на вопрос «Почему тема Великой Отечественной войны близка и понятна россиянам?»2.Выучить наизусть стихотворение о Великой Отечественной войне.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X