Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Желткова Ольга Борисовна

Сообщение из опыта работы "Игра как средство развития социальной уверенности и умения строить конструктивные отношения у детей дошкольного возраста"

скачать документ

Вернуться назад

Сообщение из опыта работы «Игра как средство социальной уверенности и умения строить конструктивные отношения у детей дошкольного возраста»Желткова Ольга Борисовна, воспитатель 1 кв. категорииМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Сказка» (МБДОУ «ДС № 1 «Сказка»), Мурманская обл., город ПолярныйИзменения, происходящие в современном мире, столь стремительны, сколь и непредсказуемы, и человек не только свидетель, не только участник перемен, он в большей или меньшей степени их творец, который тоже меняется вместе с окружающей действительностью, но меняется не так стремительно, как находящийся вокруг него мир, ибо несёт на себе груз истории, традиций, привычек, убеждений. В таких условиях задачи современной системы образования по воспитанию детей становятся все более сложными. И особенно сложной становится проблема социального развития ребёнка. Имеется серьёзный дефицит позитивного взаимодействия на детей всех институтов социализации – семьи, образовательно-воспитательных учреждений, средств массовой информации, учреждений культуры. Одним из важнейших критериев развития личности является степень развитости её «социальности». Именно социальное явление является главным содержанием развития ребёнка, который в общественных связях и отношениях присваивает и реализует свою социальную сущность. Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. педагоги и родители как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром. Многолетняя практика работы с дошкольниками показывает, что одним из важных показателей успешности или не успешности развития социальной уверенности ребёнка дошкольника являются особенности его эмоциональной сферы, характер эмоциональных контактов ребёнка и его познавательная активность. Поэтому, с нашей точки зрения, одна из важнейших задач профессиональной деятельности – формирование у детей уверенности в себе и в своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.Социальная уверенность как качество личности проявляется в сфере взаимодействий ребенка с другими людьми. Эффективность взаимодействия зависит от социальных способностей и социальных навыков, которые дают ребенку возможность выбрать приемлемый для собственной индивидуальности способ самоутверждающего поведения, творческого самовыражения.В качестве основных задач развития социальной уверенности детей выделяю следующие:1.Создание в детском саду условий для повышения эффективности взаимодействия ребенка со сверстниками и другими людьми.2.Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия на межличностном уровне, построение социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала.3.Развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками в условиях образовательного учреждения.Задачи развития социальной уверенности детей реализуем через:игровую деятельность;формирование благоприятного психологического климата;создание оптимальной предметно-пространственной среды.Для решения поставленных задач используем в работе с детьми:1) Игры и упражнения, направленные на сплочение детского коллектива (Состав. Н.В.Плотникова):Название игрыЦель и содержание«Паровозик»Цель: сплочение, установление доверительного контакта между детьмиСодержание. Ребята разбегаются по разным углам комнаты и выбирают себе место – это их «станция». Ведущий – «паровозик». Он обходит всех и под звучание песни «Мы едем, едем, едем в далекие края…» «прицепляет» вагончики к поезду. (В качестве сигнала для «сцепки» паровозика и вагончика можно использовать кивок головы, протягивание руки, поклон, обращение к ребенку ласковым именем)«Как ты себя чувствуешь?»Цель: развитие внимательности, эмпатии, умение чувствовать настроение другого.Содержание. Все дети стоят в кругу. Один из участников внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается по каким-то внешним признакам догадаться, как тот себя чувствует. Затем рассказывает об этом. Игрок, настроение которого описывается, слушает и затем соглашается или не соглашается со сказанным, дополняет участника. Далее рассказывать начинает следующий игрок о своем соседе слева.«Это я, узнай меня»Цель: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.Содержание. Дети сидят на ковре или на стульях. Водящий поворачивается спиной к остальным участникам игры. Дети по очереди ласково поглаживает его по спине ладошкой и говорят: «Это я, узнай меня». Водящий должен отгадать, кто до него дотронулся. В роли водящего должен побывать каждый ребенок.«Животные и детеныши»Цель: научить сосредотачиваться на слуховой информации.Содержание. Дети делятся на пары: один из них «мама», а второй – «детеныш». Ведущий на ухо каждому из участников говорит, какое животное он изображает. «Детенышам» завязывают глаза, «мамы» расходятся по помещению и начинают громко звать своего детеныша, издавая соответствующие звуки: «мяу-мяу», «гав-гав», «му-му», «бе-бе», «иго-го», «хрю-хрю» и т. п. Каждому детенышу по звуку необходимо найти свою маму. Когда мама нашлась, она гладит своего детеныша и говорит ласковые слова. Затем дети меняются ролями.«А я сегодня вот такой!»Цель: научить использовать мимику, пантомимику в общении.Содержание. Дети стоят в кругу. Ведущий первым выходит в круг и произносит фразу «А я сегодня вот такой(ая!)», сопровождая ее каким-либо действием и мимикой, отражающими его настроение. (Например, ведущая улыбнулась и развела руки в стороны.) Все дети повторяют это движение и мимику, произнося: «Мария Ивановна сегодня ВОТ ТАКАЯ!» Затем в круг выходит следующий ребенок и показывает, какой он сегодня. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в кругу.«Найди свой дом»Цель: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.Содержание. Дети сидят на стульчиках. У них в руках разные игрушки. На слова ведущего: «Пойдем гулять» все оставляют «дома» (на стульчиках) игрушки и идут за ним. В течение какого-то времени все участники ходят, прыгают, бегают по помещению, а ведущий в это время незаметно меняет местами игрушки. Затем он говорит: «Дождь пошел!» и все убегают в свои «домики». Но так как на их стульчиках теперь сидят не их игрушки, дети должны найти свою и «переехать к ней» - сесть на стульчик со своей игрушкой.«Рука к руке»Цель: создание положительного эмоционального фона.Содержание. Водящий произносит фразу, например: «Рука к руке2 и все участники игры, в том числе и он сам, должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнером руками. Тот, кто не успел найти себе свободного партнера, становится водящим. Варианты команд: «Спина к спине», «Нос к носу», «Плечо к плечу» и т. п.«Похлопаем в ладошки»Цель: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.Содержание. Дети сидят на ковре или на стульях. Ведущий говорит: «Похлопайте в ладошки те, кто:сегодня веселый (грустный, сердитый…;любит смеяться, смотреть мультики, слушать сказки и т. п.;у кого в одежде есть красный (или любой другой) цвет;у кого светлые (темные) волосы;у кого дома живет кошка (собака).«Гусеница»Цель: научить согласовывать свои действия со всеми детьми.Содержание. Дети становятся цепочкой и кладут руки на плечи друг друга. Таким образом они начинают двигаться по комнате, обходят различные предметы и преодолевают всякого рода препятствия (например, наклоняются и пролезают в воротики).Примечание. Для детей старше 5 лет игру можно усложнить: между детьми «положить» мячи и передвигаться по комнате таким способом.«Магнитики»Цель: создание положительного эмоционального фонаСодержание. Дети ходят по игровой комнате. По сигналу ведущего все участники выполняют следующие действия:на один хлопок в ладоши – приседают и закрывают руками голову;на два – объединяются по двое;на три – по трое;на четыре – образуют один тесный круг.Данные игры помогают установить положительный контакт между взрослыми и детьми, а самих детей мотивируют по-доброму взглянуть друг на друга, проявить интерес и внимание к сверстникам, учим понимать индивидуальные особенности друг друга.2) Игры и упражнения на развитие умения работать в команде, договариваться (Состав. Н.В.Плотникова):Название игрыЦель и содержание«Что мы делали, не скажем, а покажем»Цель: научить договариватьсяСодержание. Вся группа делится на две команды численностью 4-6 человек. Каждой команде взрослый шепотом дает задание – разыграть сценку, которую затем участники покажут всей группе. Дети в команде договариваются, кто какое движение будет показывать, репетируют, а затем все по очереди представляют свои сценки. Затем остальных участников – угадать, что же им показали.Примечание. Примерные темы для инсценировки: накрываем на стол, сажаем цветы, убираем игрушки и т. д.«Спрятанное слово» (автор В.М.Букатов)Цель: научить сосредотачиваться на слуховой информации.Содержание. Из числа игроков выбирается водящий. Он выходит за дверь. Остальные участники загадывают любое слово (например, машина). Далее игроки делятся на такое количество групп, сколько слогов в заданном слове. Когда водящий входит, участники одновременно начинают петь на мотив какой-нибудь детской песни слоги из задуманного слова. (Например, первая группа поет – «ма-ма-ма», вторая – «ши-ши-ши», третья – «на-на-на». Задача водящего – угадать задуманное слово.«Кто лучше слышит»Цель: научить работать сообща, сосредотачивать на слуховой информации.Содержание. Дети делятся на две команды. Дети в первой команде закрывают глаза и слушают. Дети из второй команды по очереди издают различные звуки: шуршат бумагой, стучат карандашом по столу, барабанят пальцами, звонят в колокольчик, кто-то произносит: «Ау» и т. п. Затем дети первой группы открывают глаза и по очереди перечисляют звуки, которые они услышали. Затем команды меняются местами.Примечание. Важно, чтобы дети во время игры не разговаривали и издавали звуки по очереди. «Путешествие»Цель: научить договариваться, подчинять свои желания общим интересам.Содержание. Дети делятся на пары. Ведущий говорит: «Мы отправляемся сегодня в путешествие!» Дети в паре договариваются, куда они отправляются, и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши) вместе озвучивают свое решение. Варианты продолжения игры: «Мы возьмем с собой в путешествие…», «Этот предмет (…) цвета», «По дороге мы встретили…».Примечание. Когда дети хорошо освоят умение работать в парах, можно разбивать их на более многочисленные группы (по 3,4,5 человек)«Разговор на незнакомом языке»Цель: учить работать в команде, понимать интонацию говорящего.Содержание. Дети сидят на стульях. Выбирает ведущий, которому дети будут задавать различные вопросы, например: «Ты сегодня дома позавтракал?», «У тебя дома есть книжка про…?», «Хочешь со мной поиграть?» Ведущий должен ответить на непонятном языке («та-та-та», «пра-мо-мо» и т. п.), используя интонацию в голосе так, чтобы спрашивающий ребенок мог понять его ответ.«Подарок»Цель: научить договариватьсяСодержание. Дети делятся на пары. Ведущий говорит: «На день рождения Толе подарили…» Дети в паре договариваются и по сигналу ведущего одновременно называют подарок. Сигналом может служить хлопок в ладоши, слово «подарок» и т. п.Варианты продолжения игры: «Этот подарок был…», «Он больше всего любит…».«Продолжи движение» (автор Е.О.Смирнова)Цель: научить согласовывать свои действия с другимиСодержание. Дети стоят в кругу. Водящий начинает выполнять какое-нибудь движение (например, приседает, встает на одну ногу, поднимает руки вверх и т. п.) По сигналу водящий останавливается – замирает, а его движение подхватывает сосед справа. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли водящего.Примечание. Важно, чтобы движение водящего повторялось именно с того момента, где оно закончилось.«Помоги другу»Цель: развитие партнерских отношений, взаимопомощи, умения работать в команде.Содержание. Дети делятся на пары. Одно из них завязывает глаза. На полу между двумя стульями расставлены крупные игрушки. Одному ребенку из пары необходимо провести партнера с завязанными глазами от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.«Отгадай»Цель: научить работать в команде, внимательно слушать друг друга.Содержание. Дети делятся на три команды. Одна отходит в сторону и договаривается, какой предмет они взяли с собой в путешествие. Затем возвращается и говорит: «В поезд взяли мы предмет. Угадайте иль нет? Хором вы не говорите, лучше вы у нас спросите»Команды по очереди начинают задавать наводящие вопросы: - Какого размера этот предмет? Какой формы этот предмет? Какого цвета этот предмет?Отгадавшая предмет команда становится водящей.Примечание. Следите за соблюдением очередности, старайтесь, чтобы дети давали ответы-сравнения («Как радуга», «Можно спрятать в карман» и т. п.)«Заводные игрушки» (автор Е.О.Смирнова)Цель: научить взаимодействовать в парах.Содержание. Дети делятся на пары: один из них – заводная игрушка, второй – ее хозяин. Дети по команде педагога начинают двигаться по комнате. Ребенок-игрушка следит за руками хозяина и в точности повторяет все его движения. Затем пары меняются местами. Одним из важнейших компонентов общения является умение взаимодействовать с партнером. Дети дошкольного возраста чаще всего ориентируются на собственные интересы, с трудом прислушиваются к мнению сверстника, предпочитая настаивать на своем. Либо, наоборот, полностью зависят от мнения и желаний сверстника, то есть являются ведомыми. Малая подвижность данных игр позволяет нам проводить их в то время, когда пространство игровой комнаты ограничено (например, перед обедом). Кроме того, спокойный тон игры помогает настроить детей на спокойную волну.3) Игры на управление гневом (Елена Лютова-Робертс¸ Галина Монина):Игры на развитие коммуникативных навыков: «Мне нравится твой бант», «Кто поет на берегу реки?», «Здравствуйте», «Зеркало» и др.Игры на развитие умения контролировать гнев: «Тух-тиби-дух», «Как чихает великан?», «Парам-парэйро», «Шумный оркестр» и др.Игры на развитие эмпатии: «Злой, печальный, недовольный», «Говорящие ботинки», «Как общаться с королем (королевой)?» и др.Игры на релаксацию: «Театр марионеток», «Тающая снежная баба», «Танец волшебных лепестков», «Рисование ладонями» и др.Название игрыЦель и содержание.«Закружилась карусель», возраст 3+Цель: учить детей взаимодействию друг с другом.Содержание. Дети сидят на стульях в кругу, каждый, кроме одного ребенка, держит в руках небольшую мягкую или резиновую игрушку. Один ребенок сидит без игрушки. Ведущий стоит в кругу или за кругом (на его усмотрение) и дает команду: «Закружилась карусель!» - и все дети начинают передавать игрушки своим соседям слева, как бы катая их на карусели. Как только ведущий скажет: «Стоп!», дети перестают передавать игрушки – карусель остановилась. Ребенок без игрушки становится ведущим, а ведущий занимает его место, и игра продолжается по прежней схеме«Мне нравится твой бант» (модификация игры А.Джонеса),возраст 4+Цель: учить детей эффективным способам общения.Содержание. Дети стоят в кругу. Один из ребят выходит в круг и говорит всем что-то хорошее, например: «Сегодня был вкусный завтрак», «Сегодня хорошая погода», «Таня, мне нравится твой бант», и т. д. Если всем остальным детям понравилось то, что сказал стоящий в кругу, они хлопают в ладоши, и он выбирает нового ребенка в круг. Если детям не понравилось то, что сказал стоящий в кругу, они опускают руки вниз, а стоящий в кругу ребенок должен придумать что-то еще, и игра продолжается.«Здравствуйте», возраст 5+Цель: снятие эмоционального напряженияСодержание. Все дети ходят по помещению. Взрослый говорит: «Поздоровайтесь так, как вы здороваетесь:с другом в детском саду;с воспитателем;с продавцом в игрушечном магазине;с клоуном в цирке;с любимым дедушкой;с соседом;с тем, на кого очень обиделись;с тем, кого очень рады видеть.А теперь все вместе: «Здравствуйте все!» - и поаплодируем друг другу.«Злой, печальный, недовольный»,возраст 6+Цель: учить детей различать эмоциональные состояния друг друга.Содержание. Дети сидят на стульчиках в кругу, водящий стоит за кругом спиной к участникам игры (или выходит за дверь). Взрослый выбирает из числа детей несколько человек, которые будут изображать названную им отрицательную эмоцию, и помогает им войти в образ. Когда приходит водящий, взрослый говорит ему: «У нас в кругу все дети в хорошем настроении. Только трое (или любое другое число) детей злых (печальных, недовольных, обиженных и т. д.) Кто они?» Водящий подходит по очереди ко всем детям и дотрагивается рукой до участников, изображающих отрицательную эмоцию. Если он сделал это правильно, все кричат: «Ура!» или хлопают в ладоши, а ребенок, изображающий отрицательную эмоцию, меняет ее на положительную. Если водящий ошибся, все кричат: «Ой-ой-ой!» Если водящий отгадал всех правильно или допустил только одну ошибку, он выбирает другого водящего, а сам садится в круг; если водящий допустил много ошибок, ему предоставляется следующая попытка распознать детей с отрицательными эмоциями.«Говорящие ботинки» (модификация игры А.Джонеса), возраст 5+Цель: формировать адекватную самооценку детей.Содержание. Дети сидят в кругу на стульях или полу. Взрослый задает им вопрос: «Если бы ваши ботинки умели говорить, чтобы они сказали о каждом из вас?» - и бросает мяч любому ребенку, который должен ответить на вопрос и бросить мяч назад взрослому. Ответ может быть примерно таким: «Что я умею быстро бегать», «Что я аккуратная, вытираю их», «Что я люблю гулять с собакой» и т. д. После того как несколько детей дадут ответ, взрослый меняет вопрос: «Если бы ваше пальто умело говорить, чтобы оно сказало о каждом из вас?» Варианты вопросов могут быть следующими: «Если бы ваша посуда (игрушки, книжки и т. п.) умела говорить…» Взрослый должен поощрять любые позитивные ответы детей. Если ребенок дает негативный ответ, взрослый задает примерно следующий вопрос: «А что ты должен сделать, чтобы твои ботинки не говорили о тебе это?»Эта игра будет полезной и для тревожных и беспокойных детей. «Как обращаться с королем (королевой)», возраст 3+Цель: учить детей различать эмоциональные состояния друг друга.Содержание. Один из участников игры – король или королева – сидит на высоком стуле. Все остальные участники – жители страны – проходят мимо него (нее) в одном направлении несколько раз. Если король сидит с серьезным лицом, все делают серьезные лица, маршируют и отдают честь, как солдаты. Если король улыбается, все жители страны, проходя мимо него, тоже улыбаются и машут ему рукой. Король меняет выражение лица несколько раз, после чего он выбирает на престол любого жителя города, кто достойно общался с ним.Игру можно проводить под маршевую музыку.«Парам-парэйро», возраст 5+Цель: снижение эмоционального мышечного напряжения, сплочения, сплочение группы, положительный эмоциональный заряд.Содержание. Ведущий произносит: «Парам-парэйро!»Дети отвечают хором: «Хэй!»Ведущий: «Парам-парэйро!»Дети: «Хэй!»Ведущий: «Парам-парэйро!»Дети: «Хэй! Хэй! Хэй!»«Как чихает великан?», возраст 5+Цель: сплоченность группы, выплеск энергии, снижение напряжения, восстановление сил.Содержание. Взрослый спрашивает детей, знают ли они, как чихает великан. Затем все приступают к обучению: делятся на 3 группы, каждая из которых самостоятельно учится громко озвучивать один из элементов «чиха». По сигналу взрослого все три команды громко и четко произносят свой элемент.1-я группа: «Ачи!»2-я группа: «Очи!»3-я группа: «Хрящ!»Взрослый просит повторить ОБЩИЙ ЧИХ детей несколько раз, в зависимости от цели игры«Тух-тиби-дух», возраст 5+Цель: учить детей выплескивать энергию, гнев в приемлемой форме.Содержание. Взрослый говорит детям: «Я сообщу вам заклинание против плохого настроения, обид и огорчений. Сейчас вы начнете ходить по комнате, не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза трижды, сердито-пресердито произнесите: «Тух-тиби-дух». Затем снова продолжайте ходить по комнате. Затем снова остановитесь перед кем-нибудь и произнесите то же самое и т. д. Говорить надо обязательно сердито и глядя в глаза».Игру можно закончить тогда, когда дети начнут смеяться. «Шумный оркестр», возраст 4+Цель: предоставить детям возможность выплеснуть гнев или накопившиеся отрицательные эмоции в приемлемой форме.Содержание. Каждый ребенок, участвующий в игре, получает какой-либо детский музыкальный инструмент (барабан, тамбурин, трещотку, погремушку, тарелки, ложки и т.д.) Взрослый играет роль дирижера. Он включает энергичную музыку и размахивает руками в любых направлениях, а дети «играют» на своих инструментах, при этом разрешается издавать звуки любой громкости. Как только дирижер перестает дирижировать (опустит руки вниз, а затем сразу же выключит музыку), оркестр должен замолчать. Затем дирижер снова включает музыку, начинает дирижировать, и оркестранты продолжают играть. На роль дирижера можно пригласить ребенка. Как только ребенок-дирижер опустит руки, взрослый выключает музыку, и оркестр замолкает.В конце игры взрослый предлагает детям в течение одной минуты послушать тишину.С помощью данных игр мы учим детей справляться с гневом и другими отрицательными эмоциями; показываем им способы выражения гнева в приемлемой форме; развиваем у детей коммуникативные навыки и эмпатию; вырабатываем умение контролировать свое тело. 4) Социально ориентированной деятельностью является также театрализованная игра. Она способствует раскрепощению, активизации имеющихся творческих возможностей, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости. Дети учатся осознавать свои эмоции, настроение, уважать чувства других людей.5) Широко используем в педагогической деятельности формы работы, направленные на осознание ребенком значимости своей личности:тематические выставки («Лето красное, прекрасное…», «Осень пришла – дары принесла», «Моя мама – рукодельница», «Ходули, балансиры» и др.);праздничные события («Открытие олимпиады 2014 года», «Веселые старты», «День здоровья») и первые тематические проекты («Поможем птицам зимовать», «В гостях у сказки», «Степашкин огород». Включение ребенка в эти формы работы обеспечивает накопление опыта социальных взаимодействий, развития групповой сплоченности и эмоционального сближении детей друг с другом; совместные мероприятия и праздники детей и родителей, в процессе подготовки и проведения которых создаются условия для гуманизации межличностных отношения (дети – родители, для поддержания веры в себя, свои силы, желание «быть хорошим»).презентация жизни детской группы («Традиции группы», «Давайте познакомимся» и др.), презентации как личных, так и семейных групповых коллекций. Данная форма работы способствует развитию социальной уверенности и накоплению опыта разновозрастного общения. альбом «Семейные традиции», с фотографиями детей и их семьи.6) Ритуалы, направленные на повышение общего эмоционального фона, существенно улучшают психологический микроклимат в группе:«Минута славы»: в конце дня, после ужина, во время «круга» общения мы проводим «минуту славы». Подводится итог дня. Говорится о том, кто особо отличился, даем высказаться всем детям, и в результате выбираем «звезд» прошедшего дня, имена звезд объявляется в микрофон. «Успешным на занятии»: для повышения мотивации, активизации познания команде ребят, активным на занятиях ставится звезда на стол. Индивидуально ребятам вручаются бочоночки со звездочками, медали на шею, знаки отличников на руки. В конце занятий ставим штампики за хорошо выполненную работу или вклеиваем наклейки «Молодец», «Постарайся», «Будь внимательным», «Хорошо».«Награда для команды»: если во время приема пищи все дети, сидящие за одним столом все съели, под столом и на столе у них порядок, на такой стол ставится награда «Веселый человечек» (смайлик).«Рассуждалки»: беседы, которые помогают в непринужденной форме обговорить поступки детей и разные ситуации, произошедшие в группе.«Традиционное поздравление именинника»: для именинника готовится поздравление в стихотворной форме и выставляется в раздевалке вместе с фотографией, вручается красочная медаль с надписью «имениннику», а также, на плечи одевается блестящая накидка; неизменным успехом в этот день пользуется народная игра «Каравай»; изготовление детьми «Альбома для именинника».«Обнимашки»: когда после продолжительной болезни или по другой причине отсутствия ребенок приходит в детский сад, ребята обнимают его и расспрашивают, как у него дела. Иногда «Обнимашки» происходят, когда ребята нашей группы встречаются где-нибудь в выходной день. 7) При организации образовательной деятельности, в ходе режимных моментов создаем ситуации успеха, которые помогают нерешительным, медлительным, замкнутым детям обрести уверенность в своих силах. Повышению самооценки таких детей способствует анализ продуктов детской деятельности. Находим положительные моменты в любой детской работе, предлагаем каждому рассказать о своем замысле, обыграть поделку, рисунок.8) Мы внимательно наблюдает за развитием дружеских отношений в коллективе детей. Совместно с психологом детского сада выявляем «непринятых» ребят (например, вновь поступивших в группу детей) и планируем работу по их социальной адаптации.9) Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В раннем и дошкольном возрасте такой значимой группой выступают члены семьи.С целью накопления детьми опыта разновозрастного общения, оптимизации детско-родительских отношений активно вовлекаем родителей в жизнь группы. Например, нами были организованы:выставки совместного творчества («Такие разные коты в сапогах», «Богатыри земли русской»;совместное рисование иллюстраций для создания рукописных книг «Полярный в сердце моем навсегда», «Любимые сказки», «Сказки Степашкиного огорода»;«вечера общения» с чаепитием (обсуждение различных вопросов, достижений, неудач, планов на будущее);совместные праздники, развлечения, конкурсы (с участием родителей в различных ролях на всех праздниках);совместные посещения библиотек, музеев;групповые проекты («Поможем птицам зимовать», «В гостях у сказки», «Степашкин огород»);совместный труд с целью создания комфортной развивающей среды в группе и на участке.Решающим фактором в организации благоприятного взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родитель» является эмоциональное состояние педагога, его настроение, интерес. Поэтому исключаем всякое давление, принуждение, осуждение, проявляем терпение и доброжелательность.Таким образом, целенаправленно работая над проблемой развития социальной уверенности, используем специальные программы и разработки, помогаем детям приобрести навык уверенного поведения, развивая в процессе общения социально-коммуникативные способности.P. S. Самое прекрасное зрелище в мире - это ребенок, уверенно идущий по дороге жизни, после того как ты показал ему путь.                                                                                      КонфуцийСписок литературы1)Редько Л.Л., Морозова Т.П., Белоцерковец Н.И., Калашникова Е.Е. Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка: Научно-практический сборник.-Москва-Ставрополь. Илекса, Ставропольсервисшкола. 2001.-287 с.2)Рябонедели Н.Н. Влияние социальных эмоций на личностные особенности дошкольника. // Когнитивные и аффективные аспекты развития личности на разных возрастных этапах: Сб. науч. Трудов. - Шадринск. 19963)Степанова Г.Б. Эмоциональное состояние ребенка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. - 1998. - №54)Антонова Т.В. Социальная компетентность личности в условиях ее формирования в детском саду // Традиции и современность: Сборник Дошкольное воспитание. - М., 1996. 5)Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н., Молостова Н.Ю. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошк. учреждений.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. - 224 с.6)Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: Анализ программ дошкольного образования.-М.: ТЦ Сфера, 2008.-127 с.7)Загвозкина И. А. Развитие социальной уверенности старших дошкольников в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками //Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. / И. А. Загвозкина -М.: Буки-Веди, 2012. — С. 82-84.8)Плотникова Н.В. Игры на сплочение детского коллектива: Серия развивающих карточек.-С.-П.: ТЦ Сфера, 2012.9)Лютова Е.-Робертс, Монина Г. Игры на управление гневом: Серия развивающих карточек.-С.-П.: ТЦ Сфера, 2011.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X