Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Дегтяренко Наталья Вячелавовна

Экология и дети в ДОУ

скачать документ

Вернуться назад

ТЕМА: «Экология и дети в ДОУ» Автор: Дегтяренко Наталья Вячеславовна (воспитатель) Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 362 Дзержинского района г.ВолгоградРоль природы в воспитании детей очень велика. Поэтому в дошкольном учреждении ребят знакомят с природой и происходящими в ней изменениями в разное время года. А приобретенные знания формируют такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Для этого в своей группе и на участке, я организовала центр природы, метеостанцию и мини-огород. Все это позволяет: формировать практические навыки посадки растений (сажали лук, чеснок, морковь, редиску, петрушку, мяту, цветы) и представления о потребности растений (тепло, свет, влага, земля). Закрепили знания структуры трудового процесса, учили пользоваться инструментами, отбирать необходимый инвентарь для работы. Воспитываем бережное, заботливое отношение к природе, обогащаем словарный запас, развиваем умения делать элементарные обобщения, показываем взаимосвязь растительного и животного мира. Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье. Ведь родители должны знать, как организована жизнь и деятельность детей течение дня в ДОУ. Поэтому в оформлении всех центров по экологическому воспитанию, активно принимали участие родители и дети.В уголке природы группы, дети в течение всего дня подходят к моделям животных и птиц, комнатным растениям, рассматривают их, играют и наблюдают. У детей развиваются наблюдательность, интерес к природе. Формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело. В группе уголок природы размещен так, что к каждому объекту есть свободный подход для наблюдений и ухода за ним. Все объекты размещены в светлой части комнаты на низких полках, они хорошо освещены и не загораживают свет из окна. Комнатные растения, такие как - чайная роза, бегония, кислица, герань, щучий хвост, монстера, гиппеаструм, спатифиллум, размещены учитывая их отношение к свету, теплу и влаги. Чтобы наши растения равномерно развивались, мы время от времени поворачиваем их так, чтобы свет падал на их разные стороны. Для ухода за растениями в уголке имеются: лейки, пульверизаторы для опрыскивания растений, заостренные деревянные палочки для рыхления, ведра для воды. Все это помогает прививать детям бережное отношение, овладевать элементарными трудовыми навыками, приучиться к совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем самостоятельно. Инструменты для обработки находятся в специально отведенном месте. Все хранится в чистоте и не загромождает игровую зону.В нашей группе есть экспериментальный уголок, в котором содержится необходимое оборудование для проведения элементарных опытов: лупы, микроскопы, магниты, весы, песочные часы, бинокли, ложечки и многое другое, так же мы используем бросовый и упаковочный материал разного размера и формы. Еще есть и природный материал, предназначенный для проведения разных исследований: песок, глина, камни и многое другое. Все это позволяет развивать наблюдательность и любознательность детей, воспитывать активное и правильное отношение к объектам и явлениям природы.Еще в нашем уголке природы есть материал, который дети используют самостоятельно для изготовления игрушек и пособий, используя навыки работы с природным и бросовым материалом: шишки, веточки, семена, листья, коробки, колпачки, перья и многое другое.Чтобы родители и дети могли видеть результаты своего труда, в раздевалке существует выставочный уголок, где мы помещаем рисунки, аппликации и поделки детей из природного и бросового материала. Для приобретения детьми различных навыков и умений при познании природы мы используем разнообразные методы и приемы, которые соединяются: наблюдение – беседа, труд – эксперимент и так далее. В группе есть картотека наблюдений, которое планируется каждый день в учебных планах. По погодным условиям, наблюдение проводится как на улице, так и в группе. Они могут быть кратковременными и длительными. Наблюдение провожу со всей группой, с подгруппой детей, с одним ребенком. Все это позволяет формировать у детей знания о природе, развивать сообразительность, наблюдательность, совершенствовать процессы анализа, сравнения, умозаключения. Поэтому на участке у нас есть: метеостанция, цветник, клумба-огород, стенд для опытов, скворечник, две кормушки. Участок отделили живой изгородью из сирени и черемухи. Из бросового материала оформили пасеку. Клумбу - огород сделали трех ярусной, чтоб не занимала много места на участке. В верхней части клумбы сделала мини альпийскую горку, для развития эстетического вкуса и чувства красоты.В своей работе так же использую рассматривание картин и иллюстраций, просмотр фильмов, презентаций. Они дают возможность подробно рассмотреть явления природы недоступные для непосредственных наблюдений. Картины используются на занятиях и в течение дня с различными дидактическими целями. Использую дидактические игры, игровые упражнения, игры-занятия, игровые действия. Труд в природе организован в форме индивидуальных поручений и коллективного труда. Так же есть и такой вид труда – как дежурство в уголке природы. Дети знакомы с обязанностями дежурных, способами ухода за растениями, оказывается помощь в организации работы, следим за правильным выполнением поручений. Трудовые поручения помогают воспитывать в детях чувство ответственности.Так же в группе имеется  «Мини - метеостанция», она предназначена для использования в совместной и самостоятельной деятельности с детьми. Пособие находится в доступном для детей месте, сделано из безопасных материалов, легко переносится.  Данное пособие многофункционально, так как его можно использовать в разных образовательных областях, помогает познакомить детей с метеорологическими приборами и способами их применения на практике. Дети знакомятся с профессией метеоролога. Данные исследования проводим в группе и на улице. На участке метеостанция состоит из: флюгера, дождемера (осадкомер), ветряного рукава, термометра, компаса, вертушки, солнечных часов, барометра, кловца- облаков, кормушки для птиц. Благодаря этому, не только в теории можно рассказывать об изменениях погоды, а и закреплять полученные знания на практике. Метеостанция в детском саду - это часть экологического воспитания, она помогает детям понимать природу, анализировать и делать выводы.Используемая литература:- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 368 с.-Лаврентьева Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие. Чита, Изд-во 2002.- Пособие для воспитателей детского сада «Как знакомить дошкольников с природой» под ред. П. С. Саморуковой. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1983.- 207 с., ил.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X