Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Серикова Ирина Владимировна

Конспект урока по русскому языку"Союз как служебная часть речи"

скачать документ

Вернуться назад

Конспект урока по русскому языкупо теме «Союз как служебная часть речи. Правописание союзов»Учитель русского языка и литературы: Серикова И.В.СОДЕРЖАНИЕ1 Планируемые результаты.2.Организация начала занятия.3.Актуализация знаний учащихся.4.Определение темы и целей урока.5. Работа над новым материалом (опорные схемы, игры)7.Первичная проверка понимания (обучающие игры)8. Закрепление знаний и способов действия (творческая работа) 9.Обобщение и систематизация знаний и способов действий. (самостоятельная работа, игры)10. Рефлексия. (игра «Эстафета»)11. Итог урока.12.Домашнее задание.Урок–практикум в игровой форме (2 часа)Тема урока: Союз как служебная часть речи. Правописание союзов.Цель урока: определить союз как часть речи, его значения, функции и правописание в игровой форме, развивать познавательный интерес к занятиям по русскому языку.Оборудование: иллюстрации по теме, индивидуальные карточки – задания, ребусы, карточки «лото», опорная схема «Союз».Ход урокаI.Организационный момент.II.Вводное слово учителя– Как вы думаете, о какой части речи это стихотворение?Объединять и связывать стараюсьЯ равных и неравных в нужный час.Порою я совсем не повторяюсь,Порою повторяюсь много раз.(Союз)Это интересно!– Название «союз» появилось в XVII веке. В русском языке около 250 союзов. Ученые исследовали союз «и», его значения, частоту употребления и обнаружили, что:– «и» – один из самых древних союзов русского языка;– союз «и» за тысячелетия не изменил своего значения, он соединяет слова и части сложного предложения;– слово «и» за столь долгий срок не изменило своего звучания;– союз «и» тысячелетия был и остается исключительно частотным словом. Итак, союз «и» – самый употребляющийся союз, особенно в устной речи. Существует даже загадка о нем: «А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, кто остался на трубе?» (Союз «и»).III.Разграничение функции союзов.– Сравните два предложения, записанные на доске:1.В саду цвели розы и ромашки, душистый табак и лилии.2.В саду зацветали розы, и ромашки весело вертели головками, и душистый табак наполнял воздух ароматом, а лилии важно тянули свои язычки к солнцу.(В первом предложении союз соединяет однородные члены, а во втором предложении – части сложносочиненного предложения).– Определите, что такое союз как служебная часть речи.(Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения).– Посмотрите на опорную схему «союз» и расскажите, используя ее, о союзе.(Открывается первая часть схемы, но закрыт пункт 3).Союз1. По морфологическому составуПростые: а, но, даже, что, если, да, также.Составные: потому что; так как;после того, как; несмотря на то, что.2. По употреблению:Одиночные:песни и стихи.Повторяющиеся:и стихи, и песни.Двойные:и-и; ни-ни; либо-либо; либо я, либо ты.3. По синтаксическим функциямСочинительные:а) соединительные: и; да; ни-ни; и-и;б) сопоставительные: не только; но и; как-так и;в) противительные: а; но; однако; же; зато;г) разделительные: или; или-или; либо-либо; то-то; не то - не то; то ли- то ли;д) присоединительные: да и; также; тоже.Подчинительные:а) временные (с тех пор, как); б) причинные (потому что); в) целевые (затем; чтобы); г) условия (если); д) уступительные (хотя); е) сравнительные (как); ж) изъяснительные (что) и т.д.Две части в союзах:потому, что; с тех пор, как; затем, что.– К каждому подпункту разделов «1» и «2» I и II варианты придумывают поочередно по одному примеру.IV.Синтаксические функции союзов.Работа по пункту 3 опорной схемы «Союз».– Послушайте лингвистический рассказ.Звенья связиНа выставке языковых моделей дежурный экскурсовод показывает экспонаты – союзы:– Вот это – соединительный союз, который связывает однородные члены; поскольку они равноправны, то крепятся к союзу одинаково.– А вот модель сложносочиненного предложения, части его равноправны, соединяются сочинительными союзами.– Наконец, вы видите модель сложноподчиненного предложения, части которого подчинены одна другой, соединяются подчинительным союзом.Союзы – это не просто звенья связи, они устанавливают еще смысловые отношения частей: противопоставительные, причинные, временные и другие.– Расскажите о функции подчинительных и сочинительных союзов по данным схемам.V.Игра «Собери пословицу».1. ЧтобыНадо сильным, смелым бытьнапишешь пером2. ЧтоНе вырубишь топоромРодине служить.3. КогдаЦену вещи узнаешьс полки не достанешь.4. Так иРуки не протянешьпотеряешь.5. ЧтоСмелый находит товорон считает.6. Потому чтоРассеянный ничего не знаетробкий теряет.7. ГдеТам и счастьемного знать.8. ЧтобыНадо любить книгутруд.9. ЧтоЛасковое словодерево без корней.10. ЧтоКалач тем и хорошвесенний день.11. ЧтоЧеловек без друзей горяч.Ответы1. Надо сильным, смелым быть, чтобы Родине служить. 2. Что напишешь пером, не вырубишь топором. 3. Цену вещи узнаешь, когда потеряешь. 4. Руки не протянешь, так и с полки не достанешь. 5. Смелый находит то, что робкий теряет. 6. Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает. 7. Где труд, там и счастье. 8. Чтобы много знать, надо любить книгу.9. Ласковое слово, что весенний день. 10. Калач тем и хорош, что горяч. 11. Человек без друзей, что дерево без корней.VI.Различие сложных союзов чтобы, тоже, также, зато от местоимений и наречий с предлогами и частицами что бы, за то, то же, так же.также = изато = новопрос [?]– Посмотрите на схему. Как вы ее понимаете?(Вместо союза также можно вставить союз и; вместо союза зато – союз но).– А вот что означает вопрос, вы поймете, взглянув на следующую запись:Мы выполняли задания то(же). какое?10585452603500 Мест. ХМы выполняли то же задание, что и остальные ребята.Сформулируйте ответы:– От каких частей речи нужно отличать сложные союзы? От местоимений с частицами.– Как их отличить? 1)Союз можно заменить простым союзом. 2)От существительного задать вопрос: если задается вопрос, то местоимение с частицей пишем раздельно; если невозможно задать вопрос, значит, это союз, его пишем слитно.VII.Игра «Третий лишний».Задание. Вычеркнуть неподходящее словосочетание:1.а) Благодарить за (то), что…б) Уснул, за (то) не проспал.в) Орехи мелкие, за (то) вкусные.2.а) Я рисовал то (же).б) Стоит то (же) дерево.в) Это то (же) яблоко.3.а) Искать так (же), как грибы.б) Мы плыли так (же), как и вчера.в) Ольга так (же) шла с нами.4.а) Что (бы) это значило?б) Лечь, что (бы) уснуть.в) Что (бы) мне съесть?5.а) Так (же) нежно, как и искренне.б) Так (же) горячо, как в печи.в) Взять так (же) и собаку.6.а) Хвалил за (то), что смелый.б) Премировали за (то) задание.в) Опоздал, за (то) пообедал.Ответы: «лишние» – 1а, 2а, 3в, 4б, 5в, 6в.VIII.Игра «Лото».Задание: заполнить карточки лото(да)…Сочинитель-ные союзыПодчинитель-ные союзы(что)…ноачтобы(где)…Соединитель-ные союзыни-ниПростые союзыда…(и)…(да)…(когда)…(где)Составные союзытак какДвойные союзы…(ни-ни)…(потому что)…(после того, как)либо-либо…(и-и)что бы…так же сладко…(то же задание)…как бы…(за то дело)что бы сделатьчтобы учиться…(сделать также)Сопоставитель-ные союзыне только, но и…(я тоже ушел)также и Лена…(не столько, но и)как, так иеслиУсловные союзыкак…(точно)раз…(как скоро)Сравнительные союзыбудтоIX.Игра «Эстафета».Один учащийся первого ряда произносит словосочетание с сочинительным союзом, второй – с подчинительным, третий – с сочинительным, четвертый – с подчинительным и так далее. Засекается время работы первого ряда. Аналогично работает второй ряд. Тот ряд оказывается победителем, у кого время выполнения задания будет меньше.X.Итог урока проводится по схеме «Союз».а) Первый ряд задает вопросы учащимся, сидящим на втором ряду. Ребята отвечают на вопросы по схеме «Союз».б) Вопросы по правописанию союзов учащиеся второго ряда задают учащимся, сидящим на первом ряду. (Можно вместо рядов использовать первый и второй варианты).XI.Домашнее задание.Учащиеся выбирают его дифференцированно: выполняют задание на ту часть темы, которая показалась им интересной на уроке. Можно составить карточку–задание для учеников своего класса, либо карточку–«лото», или задание «Третий лишний».Литература:Московский интеллектуальный марафон, 5–8-е классы. М., 2000.На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку / Под ред. Чесноковой Л.Д. М., 1996.Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М., 1988.Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М.: Просвещение, 2001.Панов М.В. Занимательная орфография. М., 1984.Петрановская Л. Игры на уроках русского языка. М., 2000.Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник. М., 1998.Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М., РПА, 1996.Подгаецкая И.М., Постникова И.И. Необъятный мир слова. М., 1995.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. С. 50–5Шкатова Л.А. Подумай и ответь. М., 1989.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X