Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Райкова Ольга Сергеевна

Мотивация учебной деятельности младших школьников. Обобщение педагогического опыта.

скачать документ

Вернуться назад

Мотивация учебной деятельности младших школьников. Обобщение педагогического опыта.Райкова Ольга СергеевнаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Средняя общеобразовательная школа № 54с углубленным изучением отдельных предметов"города Чебоксары Чувашской Республики ( МБОУ «СОШ № 54»)Учитель начальных классовКак организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира?А.Эйнштейн отмечал: “Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать”.Причины спада школьной мотивации:- Отношение ученика к учителю.- Отношение учителя к ученику.- Личная значимость предмета.- Умственное развитие ученика.- Продуктивность учебной деятельности.- Непонимание цели учения.- Страх перед школой.Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности.Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути.Мотив - это то, что побуждает человека к действию.Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. Так, Л. И. Божович её сотрудники, и последователи долгое время изучают мотивы школьников. Исследуя отношения школьников к учению, Л. И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников.Многочисленными исследованиями доказано, что познавательный интерес стимулирует волю и внимание, помогает более лёгкому и прочному запоминанию. Познавательный интерес является связующим звеном для решения триединой задачи обучения, умственного развития и воспитания личности. Познавательный интерес связан не только с интеллектуальной, только с волевой или только с эмоциональной сферой личности; это их сложное сплетение.Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?1. Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, решает задачи проблемного характера. Проблемно – поисковые, деятельностные технологии обучения широко применяются нашими учителями начальных классов.2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу.4. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, обучающими устройствами), тем интереснее ему работать.Как можно осуществлять более частую проверку знаний? (Работа в парах с взаимопроверкой с помощью “сигнальных кружков”, рассказ домашнего задания друг другу, хоровые ответы на несложные вопросы. Когда ученик работает у доски, классу даётся задание – внимательно слушать и подготовить рецензию на ответ или оценку ответа; “метод закрытой доски” - ученик работает за отвёрнутой доской с последующим сравнением решения с классом (“Блиц – турниры”) и т. д.)Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Это означает оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребёнка. Кроме того, сначала надо отметить достоинства ответа, и лишь затем – недостатки. Мягкой формой оценки неудачи является фраза “было бы лучше, если…”.6. Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.7. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме. Недаром И. Г. Песталоцци принцип наглядности назвал “золотым правилом” дидактики.8. В обучении должны создаваться возможности для творчества, необходима дифференциация обучения.9. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся. Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого каждый урок оговаривается, что и как следует подготовить дома. Универсальная молекула высокой учебной мотивации:Внутренние мотивы, мотивы самообразования, мотивы, направленные на достижение успеха, мотивы социального сотрудничества.Виды уроков, формирующих устойчивый интерес к учению: урок – путешествие, урок – викторина, урок – исследование, урок – встреча, урок – игра, сюжетный урок, урок защиты творческих заданий.Эффективные приёмы:1.Начало урока – интеллектуальный марафон, удивляй, «да - нетка», театрализация, игра в случайность, фантастическая добавка, дидактическая игра2.Объяснение нового материала - привлекательная цель, проблемная ситуация, прогнозирование, вопрос к тексту, лови ошибку3.Закрепление, отработка умений - игры-тренинги, дидактическая игра кроссворды, загадки, ребусы, сочинение сказок, составление заданий, самопроверка, взаимопроверка4.Повторение – «да - нетка», игра в случайность, дидактическая игра, творческие задания5.Домашнее задание - три уровня, необычная обычность6.Завершение урока – отсроченная загадкаСтимулирование познавательной активности учащихся в начальных классах:Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.).Наглядность.Творческие работы по разным предметам.Участие в предметных олимпиадах.Научно – исследовательская деятельность.Проектная деятельность учащихся.Внеклассные мероприятия по предметам.Индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов).Дифференциация (разноуровневые задания).Использование различных педагогических технологий: -игровые,-личностно- ориентированные,-развивающие,-проблемное обучение, -компьютерные.Интегрированные уроки.Карточки, перфокарты для индивидуальной работы.Обязательно:- верить в каждого ребенка и его возможности;· оценивать не личность, а действия, поступки;· видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребенком;· проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;· не торопиться с выводами;· помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальностиВеличайшая гуманистка XX века Мать Тереза говорила: “Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью.”Не эта ли мысль должна стать путеводной звездой каждого учителя?Литература.1.Кукушкин В.С., Болдырева – Варакина А.В. Педагогика начального образования/ Под общ. Ред. В.С. Кукушкина – Москва: ИКЦ “МарТ”, Ростов на Дону: Издательский центр “МарТ”, 2005.2.Головастикова П.М. “Как сделать учение увлекательным” - журнал “Начальная школа”, 2006 год, №2, стр.30.3.Фролова Н.А. “Приёмы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности”, журнал “Начальная школа”, 2006, №2, стр.50.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X