Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Сорокожердьева Татьяна Александровна

Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой

скачать документ

Вернуться назад

Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературойСорокожердьева Татьяна Александровнамуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска № 4 (МБДОУ г. Мурманска № 4)воспитатель МБДОУ г. Мурманска № 4Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову.В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Поэтому целью своей педагогической деятельности определила развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.Для достижения цели поставила следующие задачи:• Сформировать интерес к художественной литературе.• Расширять и активизировать словарный запас детей.• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения) ; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.• Развивать творческие способности у детей.Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:• Создание предметно-развивающей среды.В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, в театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас ("Путешествие", "Рифмовочка", "Кто и где спрятался", совершенствующие звуковую культуру речи ("Звуковое домино", "Найди звук", "Кто так кричит? ", "Слушаем звуки улицы", развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников ("Представь себе", "Скажи какой:", "Шиворот - навыворот", "Говорим о многозначных словах", "Волшебник", "Великий Нехочуха", "Цирк", "Животные и их детеныши", "Поэты" и др.) .Создала копилку выразительных средств языка "Ларец мудрости" (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки) ;Оформила наглядно-дидактические пособия "Рассказы по картинкам", "Портреты детских писателей. XIX век", "Портреты детских писателей. XX век", "Многозначные слова", "Антонимы. Глаголы", "Антонимы. Прилагательные" и др., подобрала сюжетные картинки, картины с фабульным развитием действия. Оформила альбом с иллюстрациями к сказкам.• Работа с детьми.Для работы с детьми по данному направлению разработала перспективный план по ознакомлению с художественной литературой. Приложением к перспективному плану является подборка занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.В группе у нас работает детская организация "Книжные защитники", в которой мои воспитанники не только чинят книги из своей группы, но и активно помогают детям других групп. Мною разработано и проведено занятие "Путь создания книги", на котором, дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей.Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Созданные детьми книжки - малышки составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дошкольники придумывали вместе с родителями.Знакомя детей с художественной литературой, использую следующие формы:- беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;- придумывание однокоренных слов;- использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;- пересказ сказки по ролям.- чтение народных сказок «Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Лиса и журавль» и др. ;- беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким? », «Правильно ли поступил герой» и др. ;- игры-драматизации – упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений.- игры с геометрическими фигурами «Составь фигуру» (например, Заяц, Лиса, Колобок) ;- игра со счётными палочками «Изобрази героев сказки».- беседы на тему «Всё в природе взаимосвязано и всё находится в развитии»;- дидактические игры, направленные развитие логического мышления «А если бы пропал ветер? » или «А если бы исчезла вода? », «Вред – польза» и др.-трудовая деятельность (процесс изготовления книжек-сказок своими руками в совместной деятельности с родителями) .• Работа с родителямиУспешным фактором работы с детьми является повышение знаний родителей о применении художественной литературы для развития речи детей, с этой целью была организована следующая работа:Разработан перспективный план работы с родителями. Организованы консультации: «Что и как читать детям», «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи».В период с декабря по январь, в группе действовала выставка дидактических игр для речевого развития детей. Совместно с родителями в группе проведён конкурс чтецов, где родители выступали в роли жюри, а дети читали свои любимые стихи. Данное мероприятие повысило интерес к художественной литературе, вызвало интерес к поэзии.Традиционно в группе проводится совместно с родителями семейные чтения, где родители рассказывают свои любимые сказки из детства.Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой.• Работа с социумомДля более эффективной работы с детьми по данному направлению, организована работа с социумом. С детьми постоянно посещаем городскую детскую библиотеку, где приняли участие в следующих мероприятиях: литературный час «Лесные сказки» по произведениям В. Бианки, «Ребятам о зверятах», «И высок он и могуч русский язык».Данные формы работы со сказкой научат ребёнка оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать, мыслить, делать выводы, доказывать, извлекать нравственный урок.Список использованных источников:1. Вербенец А. М. Создание предметно-пространственной среды художественно-эстетической направленности в детском саду / А. М. Вербенец, С. В. Базикало, Е. Е. Игнатенко // Детский сад: теория и практика. - 2015. - №10. - С. 38-55.2. Гришина Г. Н. Разработка рекомендаций родителям по созданию развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях / Гришина Г. Н., Майер А. А., Лялина Н, В. // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2016. - № 2. - С. 43-54.3. Полякова М, Н. Как сделать среду группы развивающей: советы воспитателю / Марина Николаевна Полякова // Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 10. - С. 6-19.4. Соколова Н. А. Организация предметно-пространственной развивающей среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста / Н. А. Соколова // Дошкольная педагогика. - 2015. - № 6. - С. 16-18.Д. Файзуллаева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 12. - С. 47-61.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X