Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Райкова Ольга Сергеевна

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления образования

скачать документ

Вернуться назад

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»Райкова Ольга СергеевнаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Средняя общеобразовательная школа № 54с углубленным изучением отдельных предметов"города Чебоксары Чувашской Республики ( МБОУ «СОШ № 54»)Учитель начальных классовУправлять развитием личности, формированием нравственных установок, усвоением духовных ценностей – это не покушение на свободу выбора ребёнка, свободу воли. Это лишь осознание того, что нравственное сознание, воля не растут сами по себе, их нужно пробудить и укрепить. Это и есть воспитание». ( Л. И. Беляева)В современной России складывается понимание образования как важнейшего фактора национальной безопасности, стабильности, поступательного и эффективного развития. Главной государственной, общественной, общественной, экономической, культурной ценностью является человеческий ресурс. Модернизация общества не может осуществляться за счет недооценки его приоритетного значения. Не случайно в Законе РФ «Об образовании» и ряде последующих документов интересы личности поставлены на первое место. Цель современной школы – создание условий, обеспечивающих полноценную реализацию потенциала каждого ребенка.В Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве важнейших качеств, которыми должен обладать современный выпускник, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность. Показательно, что на первое место поставлены те черты, которые в российском сознании всегда почитались как главные. Это свидетельствует о назревшей потребности в возрождении традиций отечественного воспитания. Начало нового тысячелетия в России связано с возвращением духовно-нравственных ориентиров в политику государства, с осознанием того, что возрождение страны, решение экономических и социальных проблем неразрывно связано с воспитанием человека высокой культуры.Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. «Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь младшего школьника.Младший школьник наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.Поэтому, от того, что вложит педагог в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет школьник в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности. Традиционным источником нравственности определяются следующие базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, социальная солидарность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа и человечество.Базовые национальные ценности лежат в основе духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.«Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины». К. Д. Ушинский «Я добиваюсь того, чтобы нравственные ценности, созданные и завоёванные человечеством в прошлом, и получившие расцвет в наши дни, стали духовным богатством каждого ребенка». В. А. СухомлинскийМне близки и очень понятны актуальнейшие слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: «И пастырь, и учитель призваны к насаждению истинных понятий и истинных путей человеческой деятельности. Задачи просвещения, воспитания должны пронизывать собою всю нашу образовательную систему. В основе последней необходимо видеть не механическое усвоение наук, не стремление к учености, к образованию только ума наших учащихся, а развитие их внутренних сил в духе благочестия, формирование цельной и целомудренной, нравственной личности, сознающей свой долг перед ближними и Отечеством. В этом главнейшая задача образования».Базовые национальные ценности лежат в основе духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.Нравственное начало должно пронизывать и цементировать все аспекты воспитательного процесса, все формы деятельности школьника. Усвоение моральной культуры, невозможно без освоения общечеловеческих норм нравственности – «азбуки морали» и в первую очередь таких, как любовь и сердечность, доброта и отзывчивость, щедрость души и бескорыстие и др. Эти нормы усваиваются через заботу о близких и окружающих, через формирование способности к сочувствию и сопереживанию.Если в процессе обучения будут использованы эффективные методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников, то он будет направлен на формирование всесторонне развитой личности.Младший школьник наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.Поэтому, от того, что вложит педагог в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет школьник в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.Используемая литература:1.Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2006. - N 11.2.Духовно-нравственное воспитание школьников // Начальная школа: плюс до и после. - 2007. - N 11.3.Ерина Э.Г. Этика (мораль). Программа для учащихся 1-4-х классов / Э.Г. Ерина // Завуч начальной школы. - 2007. - N 6. 4.Эстетическое воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2008. - N 5.5. http://www.prosv.ru/6. http://www.numi.ru/7. http://www.zavuch.info/8. http://pedsovet.org/

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X