Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Валуйкина Любовь Васильевна

Здоровьесберегающие технологии на НОД по физическому развитию детей

скачать документ

Вернуться назад
Здоровьесберегающие технологии
на непосредственно образовательной деятельности
по физическому развитию детей
Автор: Валуйкина Любовь Васильевна
Организация: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №140 СОВЕТСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА» структурное подразделение «Буратино» (МОУ СШ № 140 СП «Буратино» г. Волгоград),
Должность: инструктор по физической культуре

Здоровьесберегающие технологии сохранения и стимулирования здоровья, используемые на непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей, способствуют оздоровлению всего организма и помогают сделать НОД интереснее и разнообразнее. Каждая из технологий имеет оздоровительное направление, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка привычку к здоровому образу жизни.
Ежедневно на непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей внедряю такие здоровьесберегающие технологии сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковые игры, кинезиологические упражнения, игровой самомассаж, ходьба по массажным коврикам, релаксация, дыхательные упражнения.
Кинезиологическая гимнастика.
 Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейрогенные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Такие упражнения можно назвать упражнениями – «помощниками». Они воздействуют на межполушарные связи, снимают мышечные спазмы, позволяют расширить поле зрения и улучшают восприятие.
Кинезиологические упражнения целесообразно включать в основную и вводную части занятий, перед подачей нового материала. Выполняются они в медленном темпе, так как это способствует активизации вестибулярного аппарата и двигательных центров головного мозга. В целом эти упражнения выполняют психологическую установку (настройку) на предстоящую деятельность. При закреплении выполнения кинезиологических упражнений использую чистоговорки.
Гимнастика для глаз.
Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.
Условия проведения. Гимнастика для глаз не предусматривает специальных условий и может осуществляться в физкультурном зале, причем стоя. Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 35 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Время: выполняются 2-4 мин.
Правило: при выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе). Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.
Прием  проведения – наглядный показ действий педагога.
На НОД по физическому развитию детей провожу гимнастику для глаз с использованием специальных полей-плакатов. Плакат, на котором изображаются какие-либо цветные фигуры: овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д. или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке).  По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории.  При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер.  Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие.
Пальчиковые игры.
Мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Регулярное повторение упражнений для пальцев рук способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма. Целесообразно пальчиковые игры проводить в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а также во время проведения подвижных игр (имитационные движения).
Игровой самомассаж
Самомассаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных на коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов. Он является эффективным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память (словесно – моторная координация, тактильная, рефлекторная), зрительно – моторная координация, а также развитие речевой сферы.
Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха коррекционной и развивающей работы.
Целесообразно использовать следующие приемы массажа: поглаживание, растирание, вибрацию. Каждый из этих приемов можно выполнять ладонью одной или обеих рук. Одним из самых простых приемов является поглаживание. Общее обязательное правило при проведении всех приёмов массажа максимальное расслабление мышц массируемого участка.
. Игровой самомассаж включаю в заключительную часть НОД.
Ходьба по «Дорожке здоровья».
Дорожка здоровья представляет собой своего рода массажный коврик с разновеликими элементами, при ходьбе по которым осуществляется массаж стопы ребёнка, которая, как известно, включает огромное количество нервных окончаний. Основными целями организации "Дорожки здоровья" являются: профилактика плоскостопия; улучшение координации движения; улучшение функций сердечнососудистой и дыхательной систем; закаливание организма; улучшение эмоциональнопсихического состояния детей; приобщение детей к здоровому образу жизни.
В качестве элементов для массажа использовались такие подручные средства, как пластмассовые крышки, крупные и мелкие камешки, деревянные досточки, «травка» - коврик из пластмассы, дорожки из мочалок разной структуры (пластик), меха.
Дыхательные упражнения.
На непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей для восстановления дыхания включены дыхательные упражнения игрового характера после бега, прыжков. Имитация через дыхание, игровые упражнения повышают у ребенка мотивацию и качество выполнения заданий. У детей постепенно вырабатывается необходимость самостоятельно выполнять эти упражнения.
От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека. Для того чтобы правильно дышать, нужно научиться управлять дыхательными мышцами, всячески развивать их и укреплять. Особенно эффективны дыхательные упражнения для тех детей, кто страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому им нужны специальные дыхательные упражнения, которые являются прекрасным средством для развития органов дыхания. Упражнения укрепляют основную дыхательную мышцу (диафрагму), межрёберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействуют более глубокому дыханию. Правильное носовое дыхание улучшает местное кровообращение, препятствует разрастанию аденоидных вегетаций, предохраняет от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа.
Применение здоровьесберегающих технологий – на НОД по физическому развитию детей оказывает положительное воздействие на гармонизацию и стабилизацию физического развития воспитанников.
Реализация комплекса здоровьесберегающих технологий позволяет эффективно решать задачи сохранения здоровья детей. А также предусматривает просвещение воспитанников старшего дошкольного возраста о важности двигательной культуры, о здоровье и средствах его сохранения и укрепления, о здоровом образе жизни, раскрывает эффективные формы по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни.

Литература.
Аверина Е.И. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольном образовательном учреждении: практ. пособие / И.Е. Аверина. – Изд. 2-е - М.: Айрис-пресс, 2006.
Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование . 2004.№17-24.
Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников / авт.-сост. Л.Н. Волошина, Е.В. Гавришова, Н.М. Елецкая, Т.В. Курилова. – Волгоград: Учитель, 2013.
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников; средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 2003.
Сиротюк А.Л. Психическое развитие дошкольного возраста / журнал Дошкольное воспитание 2006г. №2, с. 22-86.




Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X