Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Колесанова Татьяна Петровна

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребенка

скачать документ

Вернуться назад

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка.(Слайд 1)Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитие его мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно. К 6 годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.(Слайд 2)В связи с увеличением количества детей, имеющих нарушения речи, возникла проблема - поиск активных методов и приемов в работе с детьми, имеющими нарушения речи. Одним из таких методов является методика Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия с детьми 5-7 лет». Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.Мы взяли ее за основу и адаптировали для себя. Курс занятий рассчитан на девять месяцев (с сентября по май) и включает в себя девять интегрированных занятий. Занятия проводятся один раз в месяц от 30 до 35минут.(Слайд 3)Логоритмические занятия – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Эти занятия включают в себя: пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные, коммуникативные игры. Все занятия мы составляли с опорой на лексические темы. Разнообразие тем побуждает детей к эмоциональным переживаниям, обращенности к своим мыслям и чувствам, к речевой коммуникации. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме спектаклей, сказок, игр создаёт доброжелательную, эмоционально – насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребёнка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Нами был разработан перспективный план логоритмических занятий на учебный год. Все занятия интегрированные, построены на взаимодействии воспитателя группы, инструктора по физической культуре и музыкального руководителя.Каждое занятие включает в себя: ходьбу в разных направлениях, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции, упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание, и речь. Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное дыхание, силу голоса, темп речи, технику речи. Занятия носят занимательный характер, что способствует снятию двигательной скованности детей. На логоритмических занятиях так же выполняются артикуляционные упражнения и закрепляются все звуки речи. Формы музыкально - ритмичных упражнений могут быть разнообразны: отстукивание определённого такта, изменение темпа, изменение характера, изменение направления движения в зависимости от темпа или характера музыки, пение, мелодекламация, танцы и пляски, речевые игры, подвижные игры, двигательные упражнения со словами, динамические упражнения и т.д. Чтобы научиться быть «скульптором», «лепить» звук из воздуха, необходима специальная подготовка. Необходимо овладеть техникой речи.(Слайд 4)Техника речи:Дыхание. Во время речи дыхание подчиняется требованиям артикуляционного аппарата и гортани, которые формируют звуки нашей речи, произносимой с той или иной силой. В зависимости от того, какой звук образуется, с какой силой он должен прозвучать, определяется и нужное количество воздуха. Выделяют четыре качества речевого дыхания: глубина, высота, частота и близость. Они помогают выработать такие качества речи, как полетность, благозвучие, интонационную гибкость и выразительность.Голос. Для того чтобы речь стала красивой, лёгкой, звучной, плавной, мелодичной, необходима её специальная обработка. Надо развивать природный голос ребёнка, научить его пользоваться, владеть им. Интонационная выразительность речи зависит от умения правильно использовать технику речевого дыхания и голоса.Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное дыхание, увеличивают продолжительность вдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями рук, поворотом туловища, приседанием. В них включен речевой материал, произносимый на выходе. Существует много игр для развития дыхания. Упражнения, активизирующие внимание, воспитывают быстроту и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развивают все виды памяти: слуховую, зрительную, двигательную. В логоритмические занятия обязательно вводится речевой материал. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений. Проговаривание стихотворных строк надо совмещать с движением. Упражнения без музыкального сопровождения могут быть использованы во время утренней гимнастики. Осваивать темп музыки легче на простых движениях: хлопках по бубну, взмахах руками и т.д. Можно взять барабан предложить ребёнку издавать короткие, медленные, чёткие удары. Под которые можно медленно ходить. Взять ребёнка за руку и, продолжая медленно ударять по барабану, пройти с ним по комнате. После того, как медленный шаг освоен, рассказать малышу, что барабан может издавать короткие и быстрые удары. Под них можно бегать, как зайчик. Своеобразным «обучением» является речевые игры – подражание голосам животных. Многократное повторение простых звучаний очень полезно для развития речи ребёнка. Взрослые учат ребёнка на примере своей речи, активно побуждая его к подражанию. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя(Слайд 5) Цель программы - преодоление и профилактика речевых нарушений путём развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.(Слайд 6)Основная задача логоритмики – формирование и развитие у детей с речевой патологией сенсорных и двигательных способностей как основы воспитания и перевоспитания речи и устранения речевых нарушений. (Слайд 7)Задачами логоритмического воздействия является:развитие слухового внимания, музыкального, звукового, динамического слуха, пространственных организаций движений, общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;формирование и развитие кинестетических ощущений, воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое, формирование, развитие и коррекция координации; развитие физиологического и фонационального дыхания, певческого диапазона голоса; развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков; формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.(Слайд 8) Структура занятий с детьмиВводная часть: включает в себя упражнения, которые подготавливают организм к занятию, такие как двигательные упражнения со стихами, чистоговорки, игры малой подвижности, фонопедические упражнения и др.Основная часть: включает в себя основные виды движения, подвижные и музыкальные игры, песни, хороводы, упражнения формирующие чувство музыкального темпа и ритма, общеразвивающие упражнения, чистоговорки, логопедические упражнения, на активизацию внимания и увеличения объема памяти, упражнения на развитие мелкой и общей моторики, ходьбу в разных направлениях, упражнения на развитие голоса и артикуляции, Заключительная часть: включает в себя упражнения на дыхании с произношением звуков, массаж и самомассаж, игры малой подвижности, двигательные упражнения, корригирующую ходьбу, пальчиковые и коммуникативные игры.Перспективный план логоритмических занятий в старшей группе№ п/пНазвание занятияПедагогМесяц1 «В лес осенний мы пойдем»ВоспитательСентябрь2«В гостях у лесного гнома»Инструктор по физкультуре3«По грибы, по ягоды»Музыкальный руководитель4«Осенний урожай»ВоспитательОктябрь5«Сбор овощей»Инструктор по физкультуре6«Приключения дождика»Музыкальный руководитель7«Путешествие язычка»ВоспитательНоябрь8«Палочка-выручалочка»Инструктор по физкультуре9«Краски осени»Музыкальный руководитель10«Елочка–зеленая иголочка»ВоспитательИнструктор по физкультуреМузыкальный руководительДекабрь11«Приключения снежинки»Мастер-классЯнварь12Мороз, солнце и ветерМузыкальный руководительфевраль13«Гуси-лебеди»Воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по физкультуре Март14«Космическое путешествие»Воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по физкультуре апрель(Слайд 9)Перспективный план логоритмических занятий в подготовительной группе№ п/пНазвание занятияПедагогМесяц1«Дедушка Ау»ВоспитательИнструктор по физкультуреМузыкальный руководительОктябрь2«Лягушка-путешественница»Воспитатель Инструктор по физкультуреМузыкальный руководительНоябрь3«Проказы Зимы »ВоспитательИнструктор по физкультуреМузыкальный руководительДекабрь4«Госпожа Метелица»ВоспитательИнструктор по физкультуреМузыкальный руководительЯнварь5«Стойкий оловянный солдатик» ВоспитательИнструктор по физкультуреМузыкальный руководитель Февраль6«Как поп работника нанимал»Воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по физкультуреМарт 7«Космонавтом быть хочу»Воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по физкультуреАпрель8«Приключения Буратино»Воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по физкультуреМай(Слайд 10)Способность определить результативность (диагностика). .Развитие артикуляционной моторики. Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребёнка удержать органы речи в нужном положении в течение 3-5 секунд. Последние три упражнения необходимо выполнять по 4-5 раз. Во время выполнения ребёнком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на объём, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность. Инструкция «Делай так, как я покажу»:Надуть щёкиНадуть одну щекуНадуть другую щекуРазвитие речевого дыхания.Добиться правильного посыла звука в маску в речевой интонации. На одном дыхании постараться произвести сочетания звука «М» с тремя любыми гласными звуками. Развитие речевого дыхания направлено на отработку у детей дыхательных качеств и отработку произношения звуков. В самом начале ребёнку предлагают, как бы просто поиграть со звуком. Ребёнок произносит звук, добиваясь различных эффектов:На едином вдохе усиливает звук, а затем ослабляет его.Изображает звуковые волны, то подъём, то спад.Развитие ритма речи. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью без специальных установок настраивает детей на игру. Диагностика музыкальных способностей детей старшего возраста.Цель: выявление уровня развития музыкально-ритмических способностей детей.Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий. 1. Развитие чувства ритма.1.1. Воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках и на ударных инструментах (2 прослушивания).1.2. Соответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частями. 1.3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма).2. Развитие музыкального слуха.2.1. Определение высоты звучания произведения (его частей). 2.2. Определить и обозначить динамику произведения (его частей2.3. Определить изменение темпа в произведении с контрастными частями.3. Развитие музыкальной памяти.3.1. Пение знакомой песни с сопровождением. 3.2. Пение знакомой песни без сопровождения. 3.3. Подбор по слуху хорошо знакомой попевки. Для изучения влияния физических упражнений, в частности речедвигательной гимнастики, на дошкольника была исследована степень развития силовых показателей у детей. Проба Ромберга. Ребенок подходит к черте, встает правой ногой на черту, а пятку левой ноги приставляет к носку правой. Руки в стороны. (результат измеряется в сек).Динамометрическая проба. Ребенок берет в правую или левую руку динамометр и вытягивает ее в сторону, крепко сжимает руку в кулак (результат измеряется в кг).(Слайд 11)Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.(Слайд 12-13) ВЫВОДЫ 1.  Анализ показал, что речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей, а роль физического воспитания в современном дошкольном образовании становится всё более значимой и актуальной.2. Разработанные логоритмические занятия создают благоприятные предпосылки для коррекции физических качеств детей дошкольного возраста с нарушениями речи.3.  Сравнивая результаты степени развития силовых показателей у детей с нарушением речи до и после проведения занятий, можно констатировать, что произошло увеличение динамометрии правой и левой кисти.4.  Результаты тестирования статической координации у детей показали, что произошло небольшое увеличение показателей – 0,5 с и 0,7 с для пяточно-носочной пробы.5.  Были отмечены положительные тенденции; координация движений стала приобретать четкость, снизилось расхождение в движении и речи.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X