Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Коваленко Елена Николаевна

"Формирование первичных ценностных представлений о городе Томске"

скачать документ

Вернуться назад

Статья «Формирование первичных ценностных представлений о городе Томске»(проект)Автор: Коваленко Елена Николаевна, воспитатель.Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 77 г.Томска.База реализации проекта: воспитанники старшей группы (26 человек.)Образовательная область: познавательное развитие.Продолжительность проекта: долгосрочный.Вид проекта: творческо-информационный.Актуальность темы: В настоящее время в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования.   Особую актуальность в ФГОС дошкольного образования получил вопрос образовательной области познание: формирование первичных представлений о малой родине и отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках. Однажды беседуя с детьми, я спросила у них: «Ребята, вы видели деревянные резные дома в нашем городе?». На что ребята ответили: «Нет». Мне стало очень обидно.Неоднократно беседуя с детьми, выяснилось, что дети недостаточно знают о своем родном городе Томске (его достопримечательности, улицы, народное творчество мастеров Томска и др); не интересуются событиями, происходящими в нем. Я задумалась…. Ведь в нашем городе столько всего интересного и примечательного, чем можно гордиться! Родители и педагоги должны научить ребенка посмотреть на свой город любознательными глазами....Отсюда, у нас, как у педагогов группы, возникла идея создания проекта «Формирование первичных ценностных представлений о городе Томске» Как же воспитать в детях любовь к родной культуре, родному краю, народным традициям? Известные психологи Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец отмечали, что дошкольное детство оказывается наиболее благоприятным периодом для освоения культуры: «пластичность» нервной системы ребенка, отсутствие каких-либо врожденных форм поведения служат основой быстрого и легкого вхождения ребенка в любую культуру, усвоения любых знаний, навыков, умений, отношений. Где и когда было положено начало нашего города? Чем он славится? Что интересного в нем есть? Кто были его предки? Как работали? Как отдыхали? Чем украшали свой быт? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности Убеждена, что духовность должна впитываться ребенком с самого раннего детства не от случая к случаю, а окружать его постоянно и быть для него нормой. Приобщении детей к истории родного города Томска является важным фактором в формировании базиса личностной культуры, соответствующего общечеловеческим духовным ценностям.. По мнению В.В. Давыдова и А.В. Петровского в содержание базиса личностной культуры включаются знания ребенка о природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни и деятельности, о себе самом. Базис личностной культуры ценен тем, что он отражает собственное человеческое начало в человеке, ведет ребенка от просто знания к познанию, способствует его социализации в нашем противоречивом и постоянно меняющемся мире! Впечатления, полученные в дошкольном возрасте – обычно самые яркие, они запоминаются надолго. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос. На протяжении всей своей жизни он вспоминает в основном какие-то моменты из своего детства и места, где они происходили. Чем больше ребёнок с детства будет знать о своей Родине, тем она ему будет ближе и роднее.Цель проекта:Формировать у детей интерес к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям. Развивать чувство гордости и ответственности за город, в котором мы живем. Задачи проекта.1. Формировать знания о городе Томске (герб, как основан, реки и озера города Томска, старинная деревянная архитектура, современный Томск, ремесла Томска) через чтение и рассматривание книг; разучивания стихов, считалок, потешек; просмотр видеофильмов, рассматривание иллюстраций о городе Томске.2. Развивать бережное отношение к природе, достопримечательностям города.3. Пополнять словарный запас детей. Развивать связную речь.5. Закреплять полученные знания посредством художественно – прикладного творчества.6. Формировать нравственно-патриотические чувства, любовь к родному городу. Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители, педагоги.Сроки реализации проекта: ноябрь 2016 – май 2017 годМатериалы и оборудование: - видеофильмы «О Томске и Томской области», «Огни ночного Томска», - проектор,- экран, ноутбук, - слайды, - фотографии и иллюстрации достопримечательностей города Томска, - познавательная литература о городе Томске, - разрезные картинки достопримечательностей города Томска,- книга «Томское стекло», книга «Мой город Томск».Формы реализации проекта: - ННОД; - беседы; - ИКТ: виртуальные экскурсии по улицам города, театрам города; - чтение и рассматривание книг (Родной Томск, Поэзия стекла и др);- рассматривание иллюстраций с изображением старинного и современного Томска, элементов старинного быта, промыслов рассматривание иллюстраций Томичей;- разучивание стихов и считалок о Томске;- оформление альбома с фотографиями и работами детей «Наш город Томск»;- оформление папки-передвижки для родителей «Наш город Томск».Средства реализации проекта:- видеоматериалы о Томске («Огни ночного Томска», «Народные промыслы», улицы, театры.)- иллюстрации современного и старинного Томска (улицы, университеты, музеи, деревянные и современные дома и др);- книги о Томске, о народных умельцах;- считалки и стихи о Томске;- атрибутика: предметы старинного быта, изделия из бересты, дерева, вышивки, сувениры с изображением памятников архитектуры Томска;- альбом бумага, краски, карандаши, бросовый материал;- крупный и мелкий строительный материал.Развивающая среда в группе:1. Уголок города Томска, где размещены:- познавательные и иллюстративные материалы о Томске, о природе Томска;- альбом с фотографиями детей на улицах города и детскими работами; - стихи, считалки о Томске; - символика города Томска;2. Стенд о городе Томске в приемной;3. Оформление горницы с элементами старинного быта (чугунок, деревянные доски, кружки, изделия из бересты, безликие куклы, печь и др).Ожидаемый результат проектной деятельности: Обогащение знаний и представлений детей о родном городе; сформирован стойкий интерес к истории родного города Томска.Этапы реализации проекта.№ п/п этапаПланируемые мероприятияСроки реализации1Подготовительный1.1Выбор темы проекта, определение актуальности, постановка цели и задач.Ноябрь1.2Изучение методической литературыПодбор материалов для уголка «Наш город – Томск», оборудования, литературыДекабрь2Реализация проекта:2.1Оформить папку-передвижку «Наш город Томск»Декабрь2.2ННОД Ознакомление с окружающим миром «Цель: Знакомить детей с многообразием улиц и значимых зданий города Томска. Расширить представления об истории возникновения города, дать представление о гербе Томска. Развивать познавательную активность детей, связную речь, память.Формировать уважение и любовь к Родине, к своему родному городу чувство гордости по отношению к своему городу.Аппликация: Стаканчик «Герб города Томска»Беседа: «Улицы родного города»Цель: формировать знания детей о разнообразии улиц в городе ТомскеИКТ «Виртуальная экскурсия по улице л.Шевцовой».Цель: Расширить представления детей о том, что каждая улица имеет свое название, совершить виртуальную экскурсию по улице, на котором стоит наш детский сад, выяснить какие здания общественного назначения есть на этой улице ( школы, сады, магазины, детские кружки, кинотеатр, детские площадки и т.д.). Рассказать, почему наша улица названа Л. Шевцовой.Разучивание считалок о ТомскеКонструирование «Наш детский садЯнварь2.3Рассматривание иллюстраций: «Старинный и современный Томск»Цель: Показать детям иллюстрации старинного и современного Томска. Сравнить какой наш город был раньше, и какой сейчас (фотографии старого и нового города). Достопримечательности Томска и значимые учреждения: театры, музеи, и др…Рисование «Старинные дома Томска»Беседа: «Сибирские Афины» (с рассматриванием иллюстраций с изображением учебных заведений Томска) Цель: Сформировать представление о Томске, как о городе студентов. (побеседовать о ценности обучения, рассказать детям о ведущих учебных заведениях Томска)Рисование «Современные дома Томска»Разучивание стихов о Томске.Февраль2.4ИКТ: Виртуальные экскурсии «Театры нашего города» Цель: Формировать представление о культуре театра, совершить виртуальные прогулки в театры - Детский театр куклы и актера им Виндермана «Скоморох», Северский детский театр, Драматический театр, БКЗ городаТомска.Аппликация «Театр «Скоморох»Март3.5Беседа: Реки и озера города Томска (с показом иллюстраций)Цель: Продолжать знакомство с реками и озерами городаТомска (Томь, Ушайка, Басандайка, Белое озеро) Рисование «Наша Томь»Беседа «Народные промыслы Томичей» (Рассматривание иллюстраций книги «Томское стекло», иллюстраций с изображением продуктов народных умельцев Томска (береста, Томское стекло, куклы))Рисование на пластиковых бутылках «Узоры на стекле»Апрель2.6Участие детей в конкурсах декоративно-прикладного творчества.Открытое занятие для родителей «Наш родной Томск».Рассматривание фотоальбома, сделанного руками детей, педагогов и родителей «Наш город Томск»Май3Подведение итогов3.1Презентация для родителей «Результаты реализации проекта «Формирование первичных ценностных представлений о городе Томске»3.2Презентация проекта «Формирование первичных ценностных представлений о городе Томске» на педагогическом совете ДОУПродукт проекта:1. Открытое занятие для родителей «Формирование первичных ценностных представлений о городе Томске»2. Участие детей в конкурсах Прикладного творчества3. Презентация для родителей «Наши дети и Томск»4. Оформлен фотоальбом «Наш любимый город Томск»5. Презентация для педагогов ДОУ «Итоги реализации проекта «Формирование первичных ценностных представлений о городе Томске»Заключение:На данном этапе реализации проекта можно сделать положительные выводы:- формируется альбом «Наш город Томск», в который помещаются фотографии воспитанников на фоне улиц города Томска. В оформлении альбома активно участвуют и родители. Они с удовольствием включились в процесс проекта. Дети периодически рассматривают его, показывая и рассказывая друг другу о запоминающихся событиях и местах города Томска, в которых они побывали;- дети получили много информации о городе Томске из книг и презентаций о городе Томске. Это побуждает их приносить в группу интересную литературу, открытки, предметы декора, сувениры, связанные с историей и культурой города Томска;- дети знают, как выглядит герб Томска; - формируется альбом «Наш Томск», в котором находятся рисунки и аппликации детей (старинном и современном Томск);- воспитанники с удовольствием отражают тематику проекта в продуктивной деятельности;- дети знают стихи, пословицы, считалки о городе Томске;- у детей появился интерес к изучению истории родного города, деревянному зодчеству, работам мастеров Томска.Считаю, это достижением в области формирования первичных ценностных представлений о малой Родине.Работа над проектом еще не закончена, поэтому мы будем продолжать вводить детей в мир культуры родного города, учить их восхищаться старинной деревянной резьбой, гордиться нашими университетами, знакомить со старинными ремеслами и природой родного края, чтобы воспитать из маленьких человечков больших патриотов родного города ТомскаИспользуемая литература:1. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999,-112с.2. День за днем, год за годом: хроника жизни Томска в XVII-XX столетиях / Н. М. Дмитриенко; Том. гос. ун-т. Пробл. лаб. истории, археол. и этногр. Сибири, Том. обл. краев. музей; [науч. ред. Э. И. Черняк]. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. – 345, [2] с.: ил., портр., фото.3. Заплавный, С. А. Рассказы о Томске. – Новосибирск: Зап.- Сиб. кн. изд-во, 1984. – 407, [7] с.: ил.4. История названий томских улиц / отв. ред. Г. Н. Старикова. – 2-е изд-е, доп. и испр. – Томск: D.Print, 2004. – 401 с.: ил.5. Легенды и мифы старого Томска: книга-альбом. Кн. 1. – Томск, 2004. –250 с.: ил.6. Легенды о Томске [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mistland.ru/2010/08/legendy-o-tomske/, свободный.8. Наш город родной: исторические и памятные места Томска / М. И. Чугунов, В. А. Соловьева. – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1982. –210 с.9 . Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. Дошкольное воспитание 2003, №6, с.45-55.10. Якушева Т.А. Воспитание гражданско - патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика, 2006, №6.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X