Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Алексахина Ирина Владимировна

Современные требования к технологии проведения непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

скачать документ

Вернуться назад
«Современные требования к технологии проведения непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
(Методические рекомендации)
Алексахина Ирина Владимировна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска № 4 (МБДОУ г. Мурманска № 4)
заведующая МБДОУ г. Мурманска № 4

С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменился подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели.
Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации.
Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает- характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Требования к формулировке целей и задач
непосредственно образовательной деятельности (НОД):

- направленность цели на ожидаемый и диагностируемый результат образовательной деятельности;
- соответствие цели НОД психофизическим возможностям, способностям, потребностям воспитанников данного возраста;
- реальность выполнения поставленной цели в течение всей образовательной деятельности;
- представление задач НОД как системы действий педагога по достижению цели образовательной деятельности:
- наличие образовательных (ой), развивающих (ей) и воспитательных (ой) задач. Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д.;
- четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления детей о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных
способностей детей, а каких конкретно (перечислить). В задаче должен отражаться этап работы с содержанием (познакомить, уточнить, обогатить, систематизировать, обобщить и т.д.).
Непосредственно образовательная деятельность включает три части:
1. Вводная часть:
- настрой дошкольников на предстоящую деятельность, обеспечение психологической готовности воспитанников к предстоящей деятельности;
- организация направленного внимания детей, мотивация предстоящей деятельности для осознания и принятия детьми цели, задач, вхождения в проблему;
- установление связи с прошлым опытом детей (по возможности).
2. Основная часть:
- актуализация имеющихся знаний, представлений детей;
- создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений, навыков;
- решение главных задач НОД за счет использования разнообразных приемов и форм работы;
- создание условий дня разнообразной активной деятельности детей.
3. Заключительная часть:
- закрепление и обобщение того, что узнали, чему научились дети;
- подведение итогов образовательной деятельности, оценку ее результатов, с привлечением детей к взаимооценке и самооценке (содержание должно быть направлено на понимание детьми зависимости полученного результата от качества осуществления работы с учетом специфики вида деятельности, уровня взаимодействия детей, проявления необходимых личностных качеств).
Требования к содержанию непосредственно образовательной деятельности:
- подбирается в соответствии с поставленными задачами, в том числе и с воспитательными;
- должно быть интересным для детей, доступным, в меру сложным,
- должно быть направлено не только на закрепление, уточнение того, что дети знают и умеют, но и на расширение, обогащение опыта детей, формирование новых представлений;
- по возможности продумывается единая линия содержания (если НОД сюжетная);
- должна быть практическая направленность (связь содержания с жизнью, обсуждение того, где это встречается, где это может быть использовано);
- включает наличие интегративных связей с другими образовательными областями с целью актуализации имеющихся знаний и умений из других видов деятельности;
- предусматривает реализацию гендерного подхода (если позволяет содержание);
- имеет воспитательную направленность (формирование положительного отношения к тому, что познают дети, развитие навыков сотрудничества, формирование личностных качеств).
Для качественного проведения непосредственно образовательной деятельности необходимо:
- поддерживать интерес детей на протяжении всей НОД;
- соблюдать требования здоровье сберегающей педагогики;
- обеспечивать реализацию индивидуально-дифференцированного подхода;
- активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- создавать условия для развития умений детей взаимодействовать, организовывать общение, направленное на решение познавательных и практических задач, решение проблемных ситуаций;
- уделять внимание обучению детей умению слушать друг друга, не перебивать, в случае необходимости приходить на помощь (воспитательная задача);
- создавать условия для овладения способами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация, сериация, абстрагирование и т.д.), развития психических процессов, творческих способностей, умений размышлять, рассуждать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости, устанавливать причинно-следственные связи;
- организовывать поиск детьми способов решения обнаружения закономерностей, причинно-следственных связей; установления зависимостей;
- поиск сходства и различия содержания занятия с подобными явлениями, изученными ранее;
направлять усилия выработку понятий; поиск доказательств; выдвижение и проверку гипотезы.
В процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности необходимо использовать:
- проблемные ситуации, исследовательские ситуации (обучение исследовательской деятельности), интегративные задания (объединение знаний, умений вокруг и ради решения вопроса, познания объекта или явления);
- методы и приемы, формы работы с детьми, способствующие развитию у детей инициативы, самостоятельности, произвольности, ответственности и т.д. (в зависимости от возраста детей, в том числе общеучебных умений);
- сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы, в соответствии с возрастом детей;
- систему взаимосвязанных вопросов, заданий, способствующих подведению детей к ответу на вопрос, решению проблемной ситуации;
- обеспечивать осмысленное усвоение детьми информации (необходимо продумать содержание беседы, практической деятельности для осознанного восприятия детьми информации);
- грамотно обобщать ответы детей, направлять их внимание на понимание сути содержания образовательной деятельности;
- осуществлять рефлексивно-корригирующую деятельность, обеспечивающую формирование элементарных навыков самоконтроля.

Советы воспитателям по организации НОД:
1. Не торопитесь ответить, сделать за детей, исправить.
2. Давайте детям возможность предполагать, домысливать, доводите до логического конца их
размышления, не торопитесь выдать готовый ответ сами.
3. Подводите детей к выводам, обобщениям.
4. Замечайте противоречия между ответами детей и своим выводом.
5. Не забывайте об обеспечении субъектной активности детей.
6. Проводите игры, упражнения, используйте задания, которые в первую очередь влияют на развитие детей.
7. Обеспечивайте смену видов деятельности для того, чтобы максимально увлечь, заинтересовать, удержать внимание детей.
8. Чаще обращайтесь к детям с просьбой - уточнить сказанное (делая вид, что это важно, но еще непонятно), объяснить по-другому.
·
9. После выполнения детьми заданий поговорите с детьми о том, как удалось добиться результата, у кого получилось и почему.
При подведении итогов образовательной деятельности важно отметить успешных детей, подчеркнув, за счет чего удалось добиться положительного результата, поддержать стеснительных, застенчивых, охватить вниманием тех детей, у которых уже что-то получается лучше, в сравнении с предыдущими их результатами. При этом особый акцент нужно делать на проявлении личностных качеств, умений взаимодействовать. Поинтересуйтесь, что запомнилось, понравилось на занятии, что было трудным или очень легким и обязательно спросите: «Почему?». Задайте детям вопросы:
- Что помогло справиться с заданием?
- Чему сегодня научились?
- Что узнали нового?
- Где это пригодится?
Положительным моментом является наличие в заключительной части эмоционального настроя на последующую деятельность, на использование полученной информации, приобретенных умений в самостоятельной деятельности.
При организации непосредственно образовательной деятельности у многих педагогов возникает много вопросов и затруднений при проведении интегрированной непосредственно образовательной деятельности.
Рассмотрим технологию проведения интегрированной непосредственно образовательной деятельности. Как говорил великий педагог прошлого Я. А. Каменский: «Что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком».
Интеграция - объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методом преподавания.

Общая характеристика интегрированной НОД:
1. Мир, окружающий детей, познаётся ими в своем многообразии и единстве.
2. Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Форма проведения интегрированной образовательной деятельности нестандартна и интересна.
4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.
5. За счёт усиления межпредметных связей высвобождается время для других видов деятельности.
Виды непосредственно образовательной деятельности:
1. Комбинированные - соединяют разные виды деятельности, не связанные общей темой, целью.
2. Комплексные - соединяют разные виды деятельности, чаще на занятиях эстетического цикла. При этом один вид деятельности доминирует над другим.
3. Интегрированные - все виды деятельности объединены одной темой, общей целью. Обязательное условие - постановка и решение проблемы, а также получение продукта в конце НОД.
Методы и приёмы интегрированной непосредственно образовательной деятельности:
- сравнительный анализ;
- сопоставление, поиск;
- эвристическая деятельность («открытие»);
- проблемные вопросы, стимулирующие проявления совместных с педагогом открытий, помогающих ребенку найти ответ;
- речевые игры, дидактические игры, для знакомства с культурно-речевыми традициями, эталонами и др.
Требования к структуре интегрированной непосредственно образовательной деятельности:
- чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
- продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы по каждому занятию;
- взаимообусловленность, взаимосвязанность материалов интегрируемых предметов на каждом этапе непосредственно образовательной деятельности;
- большая информативная ёмкость учебного материала;
-систематичность и доступность изложения материала;
- необходимость соблюдения временных рамок непосредственно образовательной деятельности.
Структура интегрированной непосредственно
образовательной деятельности
1. Вводная часть - создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения.
2. Основная часть - даются новые задания, необходимые для решения проблемного вопроса по содержанию разных разделов программы с опорой на наглядность.
3. Заключительная часть – предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализацию ранее освоенной (т.е. для получений какого-либо продукта).
Синтез различных образовательных областей в структуре интегрированной непосредственно образовательном деятельности включает:
- содержание изучаемого материала;
- теоретическое и практическое обучение;
- соединение предметов обязательного цикла между собой;
- деятельность двух и более педагогов и др.
- педагогические возможности;
- повышается интерес к учению;
- формирование в единстве знаний и умений;
- коммуникативность, умение говорить;
- снятие напряжённости, страха, неуверенности.
Преимущества интегрированной непосредственно образовательной деятельности:
- способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
- углубляют представление о понятии, закономерностях, расширяют кругозор, способствуют формированию всесторонней личности;
- основываются на нахождении новых связей между фактами, или углубляют выводы, наблюдения в различных предметах;
- эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, живописи, литературы и др.
Трудности проведения интегрированной непосредственно образовательной деятельности:
- сложность отбора учебного материала;
- подробное структурирование образовательной деятельности;
- проблема личной совместимости педагогов;
- общий подход к оценке знаний и умений детей;
- согласованное применение общих терминов и понятий.
Условия подготовки интегрированной непосредственно образовательной деятельности:
- согласование содержания образовательных областей;
- обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения;
- решение вопроса оплаты организации и графика проведения интегрированной НОД;
- консультирование педагогов, осуществляющих работу по различным направлениям, по вопросам изучения одних и тех же процессов, явлений, тем, проблем;
- проектирование тематики и развёрнутых планов интегрированной НОД.
Таким образом, это интегрированная непосредственно образовательная деятельность, если: - все виды деятельности объединены одной темой, общей целью; педагогом, либо педагогом в сотрудничестве с детьми, либо детьми выявлена, поставлена и решена проблема; в результате образовательной деятельности получен продукт (рассказ, танец, рисунок, аппликация и др.).
Список использованных источников:
1. Бабынина Т. Ф. Интегрированный подход к непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста / Т. Бабынина // Детский сад от А до Я. -2014. - № 1 (67). - С. 51-57.
2. Гатченко Т. Г. Занятия и непосредственно образовательная деятельность: сходство и различие / Т. Г. Гатченко, Симонова Людмила Николаевна, С. И. Важенникова // Детский сад: теория и практика. – 2012. - № 6. - С. 30-39.
3. Зимина Т. А. Осваиваем звук [ш]: непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте в старшей группе / Т. А. Зимина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, - 2015. - № 4, -: 57-59.
4. Иванова Т. В. Весенний первоцвет: непосредственно образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ / Т. В. Иванова, А. В. Кузина, Г. А. Гончаренко // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2015. - № 4. - С, 44-51.
5. Мамаева О. В. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный клубок" / О. В. Мамаева // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 5. - С. 63-64.
6. Хлупина Л. О. Игровые методы в работе со сказками / Л. О. Хлупина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 2. - С. 53-61.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X