Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Алексахина Ирина Владимировна

Организация предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО

скачать документ

Вернуться назад
«Организация предметно-пространственной среды в
дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»
(Методические рекомендации)
Алексахина Ирина Владимировна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска № 4 (МБДОУ г. Мурманска № 4)
заведующая МБДОУ г. Мурманска № 4

Современная образовательная система ДОУ в соответствии с ФГОС должна выполнять, прежде всего, жизненно важную функцию, а именно - функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ.
Ребёнок - это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлечённый исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать всё, что ему дано, для разнообразных видов активной деятельности.
Предназначение педагога - дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас, чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру, как волшебный сундучок, удивляя 1 и восхищая взрослых великолепием своих талантов.
Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребёнка представления о цели жизни. Выработав образ среды,
ребёнок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольной организации обстановка всех помещений служит одной задаче - воспитанию и развитию ребёнка. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.
Задача педагогических работников в ДОО состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создаёт условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС, программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных и образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, а также при проведении режимных моментов.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги - практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-пространственной среды ДОУ. Под этим понятием понимают определённое пространство, организационно-оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
Развивающая предметно-пространственная ДОУ должна быть:
- содержательно-насыщенной, развивающей, т. е. она должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы;
- трансформируемой, т. е. предполагается возможность изменений среды в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональной, т. е. возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, ширм, мебели и т.д.; наличие в группе предметов, пригодных для использования в разных видах детской активности (предметы-заменители);
- доступной, т.е. свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающие все основные виды детской активности;
- безопасной, т.е. соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
- вариативной (наличие пространств и материалов, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых материалов, стимулирующих активность детей).
Организация развивающей среды в ДОУ с учётом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную активность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься своим любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединяться по подгруппам по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-исследовательской деятельности, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования и т.д.
Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружева, банты, зонтики и т. д; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (верёвок, коробочек, проволочек, колёс, которые творчески используются для решения игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы также различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, ребусы, а также материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников - старших братьев или сестёр, атрибуты для игры в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни разностороннего развития каждого ребёнка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребёнка и является источником его знаний и социального опыта.
| Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно-развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно-пространственной среды. Это значит, что всестороннего развития ребёнка организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, физического, эстетического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребёнок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Как принято в практике дошкольного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приёмов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:
- показ предмета и его называние;
- показ действий с предметами и их называние.

Требования к предметно-развивающей в ФГОС ДО

Развитие ребёнка-дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения с взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно.
В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания. Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательной организации, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности (например, стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация, жёсткость зонирования среды, нарушение эстетической гармонии).
Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации на сегодняшний день очень актуален. Это связано с тем, что в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) были разработаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной -программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации.
В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольной организации строится с учётом принципа интеграции образовательных областей, согласуясь с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривает не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведение режимных моментов.
Таким образом организация развивающей среды в ДОО с учётом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Важно правильно подойти к вопросу создания развивающей предметно-пространственной среды. Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребёнком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовывать развивающее пространство своей группы. Также важно при формировании развивающей предметно-пространственной среды учитывать принципы её построения, рекомендованные федеральным государственным образовательным стандартом.

Создавая предметно-развивающую среду необходим помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении, «обходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена тёплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении, необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определённого возраста. Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создаёт условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения, и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Список использованных источников:

1. Вербенец А. М. Создание предметно-пространственной среды художественно-эстетической направленности в детском саду / А. М. Вербенец, С. В. Базикало, Е. Е. Игнатенко // Детский сад: теория и практика. - 2015. - №10. - С. 38-55.
2. Гришина Г. Н. Разработка рекомендаций родителям по созданию развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях / Гришина Г. Н., Майер А. А., Лялина Н, В. // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2016. - № 2. - С. 43-54.
3. Епанчинцева Н. Д. Интеграция внешнего и внутреннего компонентов образовательной развивающей среды дошкольного учреждения / Н. Епанчинцева, Е. Бабич // Детский сад от А до Я. - 2015. - № 6 (78). - С. 38-45.
4. Кильдышева И. А. Организация развивающей предметно-пространственной среды (из опыта работы) / И. А. Кильдышева // Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 10. - С. 74-81.
5. Осипенко Н. С. Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса / Н, С, Осипенко // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, - 2016. - № 1. - С. 19-26.
6. Полякова М, Н. Как сделать среду группы развивающей: советы воспитателю / Марина Николаевна Полякова // Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 10. - С. 6-19.
7. Сергеева Г. В. Международные практики проектирования среды для дошкольного образования / Г. В. Сергеева // Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 10. - С. 82-91.
8. Слепцова И. Ф. Создание организационного обеспечения введения ФГОС дошкольного образования / И. Ф. Слепцова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - № 7. - С. 58-65.
9. Соколова Н. А. Организация предметно-пространственной развивающей среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста / Н. А. Соколова // Дошкольная педагогика. - 2015. - № 6. - С. 16-18.
10.Файзуллаева Е. Д. Образовательный потенциал среды в детском саду: зонирование / Е. Д. Файзуллаева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 12. - С. 47-61.
11. Шмис Т. Г. Оценка качества дошкольного образования с использованием шкалы ЕСЕRS в России /Т. Г. Шмис// Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - № 7. – С. 54-56.
12. Яфальян А. Ф. Проектирование образовательной среды в дошкольной образовательной организации / А. Ф. Яфальян // Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 10. - С, 20-29.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X