Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Попова Наталья Юрьевна

План работы с одаренными детьми

скачать документ

Вернуться назад
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Мальковская средняя общеобразовательная школа

План мероприятий,
направленных на выявление и поддержку одаренных детей
на 2017-2019 годы

Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
Одаренность  это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
 Одаренный ребенок  это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. В этом определении содержатся три характеристики:
Высокий уровень развития способностей, являющихся системообразующими для того или иного типа одаренности
Высокая мотивация, стремление к той или иной деятельности (познавательная мотивация и потребность в умственной нагрузке для интеллектуальных способностей).
Сформированность эффективных способов деятельности-обучения, познания и /или творчества в указанной сфере деятельности (для проявившейся одаренности).

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлен План мероприятий по выявлению и поддержке одаренных детей.
Доля обучающихся, охваченных дополнительным образованием через кружковую и секционную работу школы, детскую школу искусств, учреждения культуры составляет 96 %. На протяжении ряда лет в школе складывался комплекс мероприятий, направленных на реализацию возможностей творческого проявления одаренных детей. Ежегодно организуются и проводятся массовые мероприятия с учащимися: выставки ИЗО, декоративно-прикладного творчества детей, Спартакиада учащихся по видам спорта; школьная «Малая академия». Комплекс мероприятий охватывает детей разных возрастных групп от 6 до 18 лет. Ежегодный план массовых мероприятий с учащимися предусматривает организацию работы по различным видам творчества и учебной деятельности в течение учебного года.
Анализ показывает, что в течение трех последних лет количество участников в муниципальном этапе предметных олимпиад остается стабильным (20-24 участника), в региональном этапе учащиеся принимают участие два последних учебных гола по истории, в этом учебном году участники были отмечены путевкой на профильную смену. Следует отметить, что не все предметы олимпиады выбираются учащимися (экономика, астрономия, ОБЖ, МХК, иностранный язык), не все педагоги готовы организовать подготовку, у многих значительная основная нагрузка. Тем не менее, количество призеров и победителей сохраняется (2-3 человека на муниципальном этапе).
Проектная и исследовательская деятельность осуществляется через деятельность кураторов с обучающимися (индивидуально), представление творческих и исследовательских проектов на школьном, районном и областном уровне. Количество участников и качество представленных работ медленно, но возрастает. На протяжении нескольких лет от школы на муниципальный этап «Шаг в будущее» представляли 1 участника, в текущем учебном году было представлено 6 работ, две из которых были отмечены грамотами: Гурский В. – 1 место, Фатеева К. – 3 место. На областной этап было рекомендовано 3 работы. Также исследовательские работы были представлены на конференции Президентского кадетского училища (8 работ). Одна работа (Попова М.) была приглашена к участию в очном этапе.
Дополнительные образовательные программы физкультурно-спортивной направленности реализуется в школе по 3 видам спорта: баскетбол, волейбол, настольный теннис. Индивидуально педагоги физической культуры осуществляют подготовку спортсменов к участию в соревнованиях по таким видам спорта, как гиревой спорт, толкание ядра, прыжки, велоспорт, лыжи. По итогам текущего учебного года в рейтинге школ Тюменского района 1 группы школа занимает 5 место (в 1 группу перевели в текущем году, в предыдущие годы на протяжении многих лет школа занимала 1-2 место во 2 группе). Высшим достижением в спорте в текущем учебном году стало участие Солоненко М. (10 класс) в областном забеге (4 место). В школе создан банк данных активных учащихся, ведется мониторинг участия обучающихся в мероприятиях разного уровня. Необходимо в новом учебном году систематизировать эту работу, результаты своевременно оформлять наглядно.
Требует корректировки в новом учебном году банк данных одаренных детей и достижений обучающихся. Необходимо запланировать на каникулы осенью и зимой или весной профильные смены с организацией подготовки к олимпиадам и конференциям, проведением интеллектуальных игр «Шаги к успеху». В рамках летней оздоровительной кампании в текущем учебном году 4 ученика: Фатеева К., Гурский В., Сухих М., Бакиев А. были отмечены путевками на профильные смены, организованные ТОГИРРО и ТГУ. Этот опыт решено использовать на следующий год - запланирован профильный отряд "Интеллект" на базе школьного лагеря дневного пребывания.
Наиболее значимыми мероприятиями в текущем учебном году стали: муниципальный и региональный этапы Всероссийской олимпиады школьников, олимпиада среди учащихся 4 классов, Экологическая Акция «Мы вместе», «Безопасное колесо», защита исследовательских и творческих проектов, Районный конкурс чтецов, спортивные мероприятия, Конкурс научно-исследовательских проектов «Сириус» и т.п.
Активно принимают участие ребята в Международных и Всероссийских Интернет-конкурсах: «Русский медвежонок» «Кенгуру-выпускникам», «Кенгуру-математика для всех», игровой конкурс по истории мировой художественной культуры «Золотое руно», «Россия в электронном мире», «Пегас», Предметные чемпионату (Эршу).
Поощрение лучших учащихся осуществлено на итоговом мероприятии 25.05.17, вручены сертификаты участников дистанционных олимпиад, Похвальные листы отличникам, грамоты и дипломы победителей и призеров интеллектуальных конкурсов. Подарками (книгами) были отмечены самые активные читатели школьной библиотеки. Поощрением для многих учащихся стало освобождение от промежуточной аттестации по профиль подготовки.
Требует пересмотра раздел Плана работы с одаренными детьми в части подготовки и сопровождения самого педагога-куратора. По результатам текущего учебного года активными участниками различных инновационных проектов и программ стали в основном педагоги – молодые специалисты или педагоги с перерывом в педагогической деятельности. Поэтому требуется методическая помощь и сопровождение по вопросам оформления проектных работ, технике выполнения олимпиадных заданий. системе подготовки учащихся.
В целях мониторинга состояния работы с одаренными детьми в школе создан банк данных творчески работающих педагогов, имеющих высокую результативность работы.
Учитывая, что определенный опыт работы по развитию творческих способностей детей и их поддержке уже имеется, однако, на сегодняшний момент в работе с одаренными детьми существуют следующие проблемы:
- недостаточна система диагностики способностей детей на всех этапах развития ребенка (психолога в штате нет, это работу осуществляет педагог-куратор);
- необходима целенаправленная работа по подготовке обучающихся к участию в региональных, международных предметных олимпиадах и конкурсах (препятствия: высокая основная нагрузка учителя-куратора; один ученик становится участником сразу нескольких конкурсов или одного, но по нескольким направлениям, отчего снижается качество подготовки;
- недостаточность психолого-педагогических знаний учителей и родителей для развития одаренности детей и создания ситуации успеха.
  Таким образом, реализация  Плана по выявлению и поддержке талантливых детей позволит систематизировать эту деятельность, а так же поднять её на более качественный уровень. 

2. Основные цели и задачи
Основной целью Плана является создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей Мальковского муниципального образования, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии с их индивидуальными способностями.
Задачи, поставленные для реализации этой цели:
1) совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки;
2) создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, творческого, физического развития одаренных детей и реализации их личностных способностей;
3) подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.
Определены целевые показатели:
1) формирование информационной базы данных о талантливых и одаренных детях дошкольного и школьного возраста с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения;
2)    увеличение доли одаренных детей, результативно участвующих в международных и всероссийских конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах;
3)  увеличение доли педагогов, работающих с одаренными детьми, организующих конкурсы, способствующие выявлению и поддержке талантливых и одаренных детей;
5) поддержка летних творческих тематических смен, мастер-классов для одаренных детей;
7) повышение уровня профессиональной компетентности специалистов, работающих с одаренными детьми;
8) создание системы широкого освещения проблем и направлений работы с одаренными детьми, в том числе в средствах массовой информации.
Реализацию Плана предполагается осуществить в течение 3 лет, с 2017 по 2019годы без разделения на этапы.






3. Основные мероприятия
№ пп
Мероприятие
Сроки
Ответственные

1. Совершенствование системных элементов работы с талантливыми и одаренными детьми

1.1
Создание Творческой группы по работе с талантливыми и одаренными детьми
Январь 2018г.
Руководитель МО

1.2
- корректировка базы данных «Одаренные дети»;
- обеспечение доступности (использование ресурс электронного дневника)
в течение года
Творческая группа, руководитель ТГ

1.3
Разработка и внедрение модели текущего и итогового мониторинга индивидуальных достижений одарённых детей по различным направлениям одарённости.
Постоянно
Творческая группа, руководитель ТГ

1.4
Вовлечение талантливых и одаренных школьников в программы научно-исследовательского, научно-технического, художественно-эстетического и спортивного направления в рамках дополнительного образования на различных уровнях
В течение года
Творческая группа, педагог-организатор

1.5
Обеспечение методического, психолого-педагогического сопровождения педагогов в работе с талантливыми и одаренными детьми
В течение года
Творческая группа, педагог-психолог

2. Развитие организационных условий работы с талантливыми и одаренными детьми


2.1
Дистанционное обучение талантливых и одаренных детей по различным образовательным программам
Сентябрь-июнь
Творческая группа, зам.дир.по УВР

2.2
Деятельность профильных смен (отрядов) для талантливых и одаренных детей в летнем лагере дневного пребывания
Июнь-июль
Зам.дир.по УВР, начальник лагеря

2.3
Расширение олимпиадного движения школьников:
- подготовка школьников к предметным олимпиадам муниципального, областного уровней;
-организация участия школьников в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх регионального и федерального уровня
Октябрь-май
Творческая группа, руководители МО

2.4
Межведомственное взаимодействие по работе с талантливыми и одаренными детьми
В течение года
Творческая группа, зам.дир.по УВР

2.5
Развитие форм внеурочной деятельности с талантливыми и одаренными детьми
Постоянно
Творческая группа, руководители МО



3. Организационно-содержательная деятельность

3.1
Организация и осуществление комплексного мониторинга по выявлению талантливых и одаренных детей
В течение года
Директор школы

3.2
Разработка индивидуального образовательного маршрута по работе с одаренными и талантливыми детьми
В течение года
Руководители МО

3.3
Работа с «портфолио» учащихся, с целью отражения их успехов в рамках системы оценки качества образования
В течение года
Классные руководители

3.4
Реализация образовательных программ факультативных, элективных курсов, дополнительных образовательных программ для талантливых и одаренных детей
В течение года
Зам.директора по УВР

3.5
Составление и утверждение плана школьных массовых мероприятий, конференций, соревнований, слётов различных уровней.
Август
Зам.директора по УВР, педагог-организатор

3.6
Разработка и утверждение положений школьных мероприятий
В течение года
Руководители МО

3.7
Освещение достижений учащихся в средствах массовой информации
В течение года
Куратор сайта ОУ, руководитель творческой группы

3.8
Организация и проведение конкурсов «Ученик года», «Класс года»
По плану мероприятий
Директор школы

3.9
Поощрение учащихся за значительные достижения в учебе, спорте, занятиях творчеством и общественной деятельности.
Май
Директор школы


Раздел 4: Информационный стандарт по выполнению Плана мероприятий
(формы отчетности по школе, предоставляемые Творческой группой по реализации Плана по состоянию на 01 октября, 01 декабря, 01 июня)

Образовательные программы, реализуемые для талантливых и одаренных детей:
Факультативные курсы
Элективные курсы
Индивидуальный маршрут
Межшкольные факультативные курсы
формы внеурочной работы

название
класс
название
класс
название
класс
название
класс
название
класс













Профильные классы в 2017-2018 учебном году:
Профильное обучение

класс
направленность
Предметы

11
Социально-гуманитарный профиль
Русский язык
История
Обществознание

10
Социально-экономический профиль
Обществознание
География
Математика (алгебра)

10
Химико-биологический профиль
Химия
Биология
Математика (алгебра)


Формы организации индивидуального обучения
класс
Ф.И. ученика
форма обучения
период обучения
используемые технологии, элементы технологий








Взаимодействие с учреждениями профессионального образования:

название учреждения профессионального образования
направление взаимодействия
заключены договоры
иные формы отношений



о целевом наборе
о сопровождении талантливых уч-ся
иной предмет договора










Развитие системы поддержки талантливых детей

№пп
название показателя
единица измерения
фактическое состояние

1.
количество индивидуальных образовательных программ поддержки талантливых детей
штук


2.
доля детей-участников областных и всероссийских мероприятий (от общей численности учащихся в школе)
%


3
количество (доля) педагогов, способных успешно реализовать программы дополнительного образования, отвечающих потребностям талантливых детей
человек, (%)


4
доля школьников, занятых в сфере дополнительного образования (от общей численности учащихся в школе)
%


5
доля школьников, занятых внеурочной деятельностью (от общей численности учащихся в школе)
%










Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X