Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Бисерова Татьяна Вячеславовна

Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста посредст

скачать документ

Вернуться назад
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Родничок» пгт. Песковка
Омутнинского района Кировской области







Творческая работа

Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством
нетрадиционных техник рисования.














Воспитатель Бисерова Татьяна Вячеславовна












«Детский рисунок, процесс рисования
это частица духовной жизни ребенка.
Дети не просто переносят на бумагу
что-то из окружающего мира,
а живут в этом мире, входят в него,
как творцы красоты, наслаждаются
этой красотой».
В.Л. Сухомлинский.

В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми по изобразительной деятельности с применением способов нетрадиционного рисования. Этот вид рисования привлекает своей простотой, доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, развивает фантазию, воображение, мелкую моторику рук.
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок". (В. А. Сухомлинский).
Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек – творец. Как правило, его творческие способности находятся в скрытом состоянии и реализуются в малой степени. Создавая условия, побуждающие ребёнка к рисованию, можно разбудить дремлющие до поры до времени творческие возможности. Рисуя то, что нравится и интересует ребёнка, он получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а если новое впечатление захватывает его, то он очень дорожит им и хочет снова и снова испытать его.
Изучив возможности нетрадиционной техники рисования, я пришла к выводу, что это способ создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Эффективность работы по формированию художественно - творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования во многом зависит от создания условий для успешного развития детского художественного творчества: разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях, подбор материала, методов и приемов. Разнообразные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одарённость, продуктивность, потенциал и интуиция.
Цель работы: проведение мероприятий, направленных на формирование художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования.
2. Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.
3.Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве.
4. Развивать фантазию, творческое воображение, любознательность; умение видеть красоту в окружающем мире, любоваться ее. Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.
5. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру, интерес к изобразительной деятельности.
Работа по нетрадиционной технике рисования будет эффективна, если мы будем учитывать следующие принципы:
1. Систематичность.
2. Доступность построение программного материала от простого к сложному.
3. Сотворчество воспитателя и детей.
Реализация принципа сотворчества прослеживается на занятиях и помогает решению задач данной работы.
Например: воспитатель предлагает детям подготовленный контур предмета, а дети заполняют пятнами.
4. Повторность материала.
Принцип повторности преподнесения материала реализуется в том, что в последующих занятиях детям предлагаются уже знакомые им нетрадиционные материалы, либо на занятии сочетаются несколько знакомых материалов.
5. Принцип наглядности.
Новое заключается в содержании и подходах к проводимой работе: необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы обеспечивают живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Этапы работы:
1 этап: начальный
изучение вопросов изобразительного творчества в работах различных авторов - И.А. Лыковой, Т.Н. Дороновой, программы М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, Г.Н. Давыдова, Р.Г. Казаковой, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова и др. Составление перспективного плана работы по формированию у детей 3-5 лет художественно - творческих способностей.

2 этап: основной
см. (Приложение № 1)
Составление перспективного плана работы с детьми младшего дошкольного возраста, позволяющего систематизировать работу и решать основные задачи. В соответствии с планом разработаны конспекты занятий, направленные на формирование творческих способностей посредством нетрадиционной техники рисования. Занятия проводились в соответствии с планом.
Считаю использование данных методов и приемов наиболее эффективными для развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
1. Метод загадывания загадок и сюрпризного момента использую в первой части занятия как организационный момент, который позволяет привлечь внимание детей заинтересовать их.
2.Рассматривание картин, иллюстраций использую и в первой и в основной части. Он помогает заинтересовать детей
вопросы к детям, направленные на общение взрослого и детей.
Использовался прием подражания. С помощью приемов художественного слова и физкультминутки, направленные на смену деятельности дети немного отдохнули.
прием перевоплощения.
приём свободного общения, стоя, а также приемы развивающего обучения. Дети стояли внимательно слушали педагога, отвечали на заданные вопросы.
рефлексия в виде вопросов к детям.
приема развивающего обучения «незнающий взрослый». Такая организация 1 части занятия позволяет детям свободно в непринуждённой форме общаться с педагогом.
приём соревнования - я увидела...- а что вы увидели? Он позволил активизировать внимание детей, вовлекает в своеобразное соревнование, побуждает к наблюдательности и диалогу.
«перевоплощения» используется в основной части занятия, с целью концентрации внимания на восприятие иллюстрации.
На занятиях дети имели возможность познакомиться с разными техниками нетрадиционного рисования.
Рисование свечой – очень интересная техника рисования, но очень трудоемкая, т.к. требует особого внимания. Когда ребенок рисует свечой то нарисованное плохо видно, и поэтому нужно тщательно продумывать сюжет и формы предметов, чтобы не было лишних штрихов. Затем делают фон и раскрашивают красками.
Рисование губкой – смочить часть губки и обмакнуть ее в краску, чуть отжать и осторожно легко прикладывать к бумаге (трава, кусты, листья деревьев). Тонкую губку свернуть и закрепить скотчем, окрасить краской и печатать улиток или орнаменты.
Рисование ладошкой.
Этот метод очень хорошо развивает творчество детей младшего дошкольного возраста. Они не только видят краску, но и чувствуют ее.
Рисование мелками
Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы.
Учимся делать фон
Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы . Есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.
Метод пальцевой живописи
Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево.
Печатание листочками.
Осенние красивые деревья можно нарисовать, используя отпечаток листьев с нанесенной на внутреннюю сторону гуашью.
Проведению некоторых занятий предшествовала предварительная работа.
Например занятие «Морозные узоры» воспитатель вместе с детьми на улице наблюдала за снегом, снегопадом, снежинками, за природой в целом; обращала внимание на окна, покрытые морозными узорами; загадывала загадки; рассматривала иллюстрации, картинки о зиме; беседы, проговаривание, знакомство наглядно с узорами «снежинки, завиточки, цветы ледяные»
·; рассматривание папки с узорами Гжели; дидактические игры «Составь узор», «Проведи линии» и т.д; подвижная игра "Мороз - красный нос».
На занятии « Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей» рассматривали альбом о птицах, читали стихи, играли с птичками – игрушками; на улице играли в подвижные игры: « Воробушки и автомобиль», « Птички в домиках» и т. д.
На занятии «Морозные узоры» использовалось художественное слово - загадка
«Весь искрится при луне
Ёлки в шубы наряжает,
И рисует узоры на окне:
Он такой большой проказник -
Ущипнёт за щёки, нос,
Отгадайте - ка, ребята,
В гости к нам идёт: Мороз!»
Использую физкультминутку на занятии «Маленькой елочке холодно зимой». Например:
Есть в лесу три полочки: (хлопаем в ладоши)
Ели – елки – елочки. (руки вверх – в стороны – вниз)
Лежат на елях небеса, (руки вверх)
На елках – птичьи голоса, (руки в стороны)
Внизу на елочках – снежок. (руки – вниз, присели)
Ты погуляй вокруг дружок. (шагают на месте)
Для закрепления и совершенствования умений в технике нетрадиционного рисования продумывалась организация деятельности детей в свободное от занятий время. После ознакомления с техникой и нетрадиционным материалом в уголок по изодеятельности вносились нетрадиционные материалы.
Например: После занятия « Ягоды и Яблоки» (октябрь) выкладывались различные печатки (пробки, картофельные печатки и т. д.).
«Мои любимые домашние животные» (ноябрь) жесткая кисть.
3 этап: Составление перспективного плана работы с детьми среднего дошкольного возраста, позволяющее систематизировать работу и решать основные задачи. В соответствии с планом идет разработка конспектов занятий, направленных на формирование творческих способностей посредством нетрадиционной техники рисования. Занятия проводятся в соответствии с планом.
4 этап: итоговый
Подведение итогов работы, отслеживание результатов по критериям оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества с помощью мониторинга рекомендованной Т.С. Комаровой.
Прогнозируемый результат:
Повышение интереса к нетрадиционной технике рисования, умение использовать разнообразные материалы в своей работе;
Развитие творчества у детей, любознательность, умение видеть красоту в окружающем мире; улучшение техники рисования.
Технология работы:
Работа над темой рассчитана на два года и охватывает два возрастных периода: младший и средний дошкольный возраст.
Технология проведения занятий:
Изодеятельность проводится во 2- ой младшей группе 2 раза в месяц, с детьми в количестве 12 - человек. Длительность занятий с детьми первого года обучения - 15 минут. Второй год обучения планируется проведение занятий с детьми средней группы 2 раза в месяц, длительностью 20 минут.
Структура занятия:
Занятия состоят из 3- х. частей.
Организационно – мотивационный момент, постановка цели.
Цель - собрать внимание детей, заинтересовать, используя игровые приемы. Занятие начинается с сюрпризного момента или отгадывания загадки. Именно здесь я создаю эмоциональное настроение у детей, и объясняю новый материал.
2.Осуществление практической деятельности.
Цель – научить детей рисовать и использовать различные нетрадиционные материалы в своей деятельности, используя разнообразные методы и приемы: метод волшебного рисунка, метод пальцевой живописи, учимся делать фон ватой или кусочком паралона, смоченным в воде и краске, рисование мелками на тротуаре, метод штампования паралоном, печатание листьями, точечный рисунок, рисование ладошкой.
Использовались приемы: наглядности, словесный, практический, эвристический, проблемно – мотивационный, сотворчество и др.
Средствами выразительности являются: пятно, фактура, цвет, фантастический силуэт, точка, короткая линия и др.
3.Рефлексивно – результативный.
Цель – закрепить полученные знания через вопросы и ответы.
Когда работа будет закончена, я прошу ребят рассказать, что они хотели изобразить. Дети ждут одобрения. Им очень хочется, что бы его работа всем понравилась. Если не получилось не беда, получится в следующий раз.
Освоение различных техник выполнения рисунка, рисования разнообразными материалами, как традиционными, так и нетрадиционными (гуашью, восковыми мелками, солью, мылом, кистью, палочками, мятой бумагой, пальцами), расширяет познавательный багаж, обогащает сенсорный опыт, развивает технические способности, а главное, оказывает психологическое воздействие на детей (раскрепощает, помогает легче пройти адаптационный период, улучшает настроение, притупляет агрессивность).
Способы проверки результатов
Наблюдая за деятельностью детей, мы заметили, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в рисовании неплохой они работают разными материалами, осваивают различные приемы и способы рисования. Главное в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
Для получения более точных результатов проводиться мониторинг с детьми второй младшей группы. Для оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и использования материалов для работы в технике нетрадиционного рисования, развития творчества, руководствовались критериями, разработанными Т.С. Комаровой:
1.Содержание изображения.
2. Передача формы
3. Строение предмета
4. Передача пропорций предмета в изображении
5. Композиция
6. Цвет
7. Уровень самостоятельности
8. Творчество.
Выявляем следующие уровни у детей:
высокий - ребенок изображает предметы, используя различные нетрадиционные материалы; передает форму, строение предмета и его пропорции, композицию, цвет; преобладает несложный сюжет; выполняет работу самостоятельно, без помощи взрослого, проявляет инициативу и творческий подход в выборе материалов для рисования.
средний – ребенок передает изображения с незначительным искажением, имеет отступления от реальной окраски, использует некоторые нетрадиционные материалы, требуется незначительная помощь взрослого, присутствует оригинальность изображения; имеет стремление к наиболее полному раскрытию замысла
низкий – присутствуют значительные искажения в изображении формы, строения, пропорции предмета; изображение носит непродуманный, случайный характер, выполнено в одном цвете, необходима стимуляция со стороны взрослого; самостоятельно развить замысел не может.
Работа проводится с детьми в количестве 12 человек.
На начало учебного года получены следующие результаты:
Высокий уровень - 10 % - ребенок умеет пользоваться кисточкой, в изображении преобладает несложный сюжет, аккуратно пользуются акварелью, гуашью, изображает реальный цвет предмета, выполняет самостоятельно задание, передает формы предмета, пропорции.
Средний уровень – 60 % дети знакомы с акварелью, гуашью, аккуратно пользуются ими, используют основные цвета, обращаются за помощью к взрослому, содержание рисунка не развернутое, присутствуют навыки пользования кисточкой.
Низкий уровень – 30 % дети не умеют пользоваться кисточкой, плохо знают основные цвета, изображения хаотичные, однотипные, выполнено в одном цвете, необходима стимуляция со стороны взрослого, изображение носит непродуманный, случайный характер.
Развитие художественно - творческих способностей детей в рисовании с использованием нетрадиционной техники рисования отслеживались с помощью диагностики.
Промежуточный итоговый мониторинг, по итогам работы за первый год обучения позволила выявить следующие результаты:
Высокий уровень – 20 % дети изображают предметы, используя различные нетрадиционные материалы, передают формы, строения предмета и его пропорции, композицию, цвет, самостоятельный и творческий подход, преобладает несложный сюжет.
Средний уровень – 80% дети передают изображения с незначительным искажением, имеют отступления от реальной окраски, используют некоторые нетрадиционные материалы, требуется незначительная помощь взрослого, присутствует оригинальность изображения.
Низкий уровень – 0 %
Сравнительный анализ мониторинга до и после проведенной работы показал: количество детей с высоким и средним уровнем художественно - творческих способностей в рисовании повысилось, детей с низким уровнем художественно - творческих способностей в рисовании не выявили.
Результаты диагностики показали, что данная работа по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования является эффективной, так как способствует повышению интереса к нетрадиционной технике рисования, развивает умение подбирать и использовать разнообразные материалы в своей работе; помогает развитию творчества у детей, любознательности, умению видеть красоту в окружающем мире.

Перспектива работы на второй год
Ввиду получения положительных результатов по развитию художественно-творческих способностей детей в рисовании посредством использования нетрадиционных техник рисования намечено продолжение работы по данной теме в следующем году.






Список литературы:
Н. Т.Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»,
Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,
Т.С.Комарова «Детское художественное творчество»,
Р.Г. Казаковой, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова и др. «Рисование с детьми дошкольного возраста»
И.А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»,
программу Васильевой,






ђ Заголовок 1ђ Заголовок 2ђ Заголовок 3ђ Заголовок 4ђ Заголовок 5ђ Заголовок 6ђ Заголовок 7ђ Заголовок 8ђ Заголовок 9

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X