Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Захарова Олеся Николаевна

Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение г. НовосибирскаДетский сад №398 «Ласточка»Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста.Выполнил воспитатель I квалификационной категорииЗахарова Олеся НиколаевнаНовосибирск 2018 Актуальность темы:Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития малыша. Это возраст, когда все впервые, все только начинается  - речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание малышей является важным условием их полноценного развития.Современные научные исследования свидетельствуют о том, что одной из главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является развитие речи.«Осваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова , но и бесконечное множество понятий, воззрений и предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два – три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово»   (К.Д. Ушинский.)Раннее детство – исключительно важное время для развития речи детей. То, что упущено от одного года до трёх лет, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе. Третий год жизни является особенно чувствительным, сензитивным периодом в усвоении речи малыша.На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством его общения и с взрослым, и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развёрнутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить её в отведённое место.Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у малыша речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!».И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается воображение, обогащается и развивается речь, эмоции. Большое внимание развитию речи уделял Л.С. Выготский. Его идеи продолжают разрабатываться многими психологами, его учениками и последователями (Л.М. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Д.Б. Эльконеным).Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделять именно развитию речи малышей и  именно через фольклор. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и развития речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.В работе с детьми я использую разнообразные виды русского народного творчества, которые играют существенную роль в процессе развития речи.Актуальность, направленная на фольклор в современной педагогике раннего детства, подтвердила важные положения.Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод, гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.Русское народное творчество способствует:Развитию образности речи детей.Развитию связной речи.Формированию словаря.Развитию речевой среды.Развитию умения вслушиваться в речь, улавливать её ритм, слышать отдельные звукосочетания и проникать в их смысл.Развитию фонематического слуха.Формированию творчества у детей.Формированию самостоятельности мысли.Нравственному развитиюЦель, задачи, методы, приёмы при использовании малых фольклорных форм с целью развития речи детей раннего возраста.      Цель: «Прививать любовь к устному народному творчеству; развивать речь детей, используя малые фольклорные формы»   Задачи:Знакомить детей с устным народным творчеством.Учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения, принимать участие в драматизации сказок.Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, приёму пищи и т. д. используя фольклорНаправления в моей работе:Использование фольклора на занятиях по развитию речи.Использование фольклорных произведений в повседневной жизниМетоды и приемы: Они приносят результат, в тех случаях, если применять их системно, учитывая общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если знать и чувствовать каждого  ребёнка.1. Игровые методы и приемы:- внесение игрушек,- создание игровых ситуаций- обыгрывание игрушек, предметов- сюрпризность, эмоциональность- внезапность появления, исчезновение игрушки.- изменение местонахождения игрушек- показ предметов в разных действиях- интригующие обстановки.2.Словесные методы и приемы:- показ с называнием игрушек, предметов- просьба произнести, сказать слово- подсказывание нужного слова;- объяснение назначения предмета- многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым словом- договаривание слова в конце фразы- повторение слова за воспитателем;- пояснение;- напоминание;- использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).3.Практические методы:- упражнения (оказание помощи),- совместные действия воспитателя и ребенка,- выполнение поручений.4.Наглядные методы и приемы:- показ предметов, игрушек,- наблюдение явлений природы, труда взрослых,- рассматривание живых объектов,- показ образца,- использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа,- диафильмы.- непосредственное восприятие предмета, игрушки;- показ с называнием (это кролик);- приближение объекта к детям;- включение предметов в деятельность детейУсловия, способствующие развитию речи детей, используя малые фольклорные жанрыСодержательная, результативная деятельность детей, которая создает благоприятные условия для развития речи.Использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: занятий, дидактических игр, дидактических упражнений.А также:Общее психофизическое благополучие ребенкаПедагогическая грамотность взрослыхОбеспечение ребёнка дидактическим материаломОпора взрослого на предпочтительный интерес ребёнка при действиях с предметом.Формы совместной деятельности с использованием фольклора.НаблюденияИгры-забавы и игры-хороводы на развитие общения.Слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок.Сценарии развивающего общения.Инсценирование и элементарная  драматизация литературных произведений.Дидактические игры и упражнения.Бытовые и игровые ситуации.Элементарное экспериментирование.Для реализации поставленных задач разработала перспективное тематическое планирование образовательной работы по развитию речи детей, используя малые формы фольклора, ознакомлению с произведениями русского народного творчества  в соответствии с темами познавательных занятий.При составлении плана руководствовалась следующими принципами:Принцип  активности и посильной самостоятельности. Создаю  все  условия  речевого взаимодействия ребёнка со взрослым.Принцип познавательной активности.  Достигаю его эмоциональностью, этим поддерживается внимание детей.Принцип наглядности.  Использую наглядные средства (игрушки,     картинки, пособия).Принцип поэтапности. Меняю части занятия.Принцип вариативности. Помогаю закреплять и расширять знания детей.Тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей при подборе материала.Интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей, развитие речи, коммуникативные способности, различные игры.Активное включение детей в повседневную деятельность.К специально организованной деятельности относятся занятия. Я эмоционально настраивала детей перед занятием, проявляла искренний интерес к их действиям, поощряла малышей за инициативность, старание, аккуратность, радуюсь результатам, которые они достигли. Обеспечивала достаточную умственную, мышечную нагрузку. Оценивала их работу с позиции творчества, умелости, проявления старания, терпения.На первом этапе обучения речевой деятельности использовала такой прием как объяснение, сопровождения определенными действиями. В силу своей подражательности дети копировали движения, разговор, интонации обращения и ответа. При последующих повторениях, соответствующие тексту потешки, старалась передать текст по-другому, с помощью других интонаций, включая в игру новые подгруппы детей. Например, показывая на фланелегрефе эту же потешку, предлагала малышам самостоятельно подвигать фигурки, передавая движения персонажей.Использование мною игровых моментов помогли малышу осознать содержание произведения. Например, разучивая потешку «Курочка- рябушечка», я внесла большую игрушку-курицу. Ответы курицы в соответствии с тектом потешки, произносила я. При первом же прочтении детям стала понятна вопросно - ответная форма произведения. Отвечая на вопросы, они называли курочку хорошей, доброй как мама.На предложение поиграть многие из малышей вызвались быть курочками, цыплятками, которые пожелали расспрашивать «курочку», где она была, куда пошла и т.д. Дети, подражая моему голосу, предавали и своему голосу интонацию вопроса. Так у них формировались первоначальные навыки интонационной выразительности. Исполнение той или иной роли в игре вселяло в детей уверенность, сближало их друг с другом, помогало преодолеть нерешительность, робость в общении. Для поддержания интереса к уже знакомой потешке применяла разнообразные приемы. Например, после очередного занятия выставляла новые книги: книга, выполненная в форме плоскостного изображения курочки. Рассматривая ее, дети повторяли содержания потешки. Увидев игрушку курочку – ведерко, переносят в игру. Начинается обыгрывание потешки (подобно проведенному раннее заданию). После неоднократного повторения таких игр появились варианты использования знакомых произведений, например дети, надевают на голову шапочки курочек, берут ведерки в руки, отыскивают для себя партнера и начинают по-своему обыгрывать потешку.Знания, полученные на занятиях по развитию речи, мы закрепляли и в продуктивной деятельности. Привлекала детей к изготовлению персонажей потешек, прибауток. Например, малыши коллективно лепили зёрнышки для цыплят, а я -  курочку. Курочка созвала и напоила цыплят. Дети, сразу подхватывая игру, вспоминали хорошо знакомую потешку. Например, на занятии по конструированию дети строили разнообразные домики – теремки, затем по моему предложению малыш выбрал понравившийся ему домик и при обыгрывании постройки отвечал на вопросы: «Кто постучался в твой теремок?», «Как он попросился жить в домике?», «Что он стал делать?» Дети самостоятельно переносили действия и разговор персонажей хорошо знакомого произведения на совершенно другие игрушки: куклы, матрешки, уточки. При этом интонацией своего голоса они пытались передавать характер того или иного персонажа: за уточку поют тонким голосам, за матрешку – обыкновенным, за медведем грубым. В соответствии со своими представлениями придумывали для персонажей те или иные движения: матрешка в теремке плясала, уточка прибирала, а кукла варила обед. С игрушками, к изготовлению которых привлекала малышей (например, оладушки, поясок для котика, баранки, калачи для потешки « Ай, качи, качи») даже самые малоактивные дети действовали с особым желанием и вполне самостоятельно, без всякого побуждения со стороны меня. Неоднократное использование произведение народного творчества в играх, значительно обогатило словарь детей, сделало их речь эмоционально – выразительной.С целью закрепления навыков использовала дидактические игры, например «Узнай потешку». В игре по предложенной картинке надо вспомнить произведения народного творчества. С помощью подобных игр дети упражнялись в чтении потешек, закрепляли навыки интонационной выразительности, учились управлять своим голосом, передавать особенности мимики, жестов различных персонажей. Широко использовала словесные игры по мотивам народного творчества, например, « Про сороку». На роль сороки выбирается самый активный ребенок. Читая потешку, предлагала  отобразить ее содержания в действиях. В результате рассказывание потешки превращается в увлекательную игру.В заключении можно сделать вывод, что при целенаправленном и систематическом ознакомлений детей с малыми фольклорными произведениями дети приобщаются к художественному наследию нашей культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее влияние на воспитание ребенка. Дети овладевают первоначальными речевыми навыками, самостоятельной художественно- речевой деятельностью, расширяются и углубляются навыки ориентировки в окружающем.Для решения поставленных задач в группе создала соответствующую развивающую среду, которая способствует возникновению интереса к устному народному творчеству.Выбрала достаточно освещенное место для книжного уголка, в котором разместила:разработанные мной картотеки: «Художественное слово»,  «Сказки»,  «Пословицы, поговорки, припевки, заклички», «Хороводные игры».                                                                   Иллюстрации и картинки к стихам, сказкам, песенкам, потешкам;книги с произведениями русского фольклора и фольклора народов мира.фигурки для фланелеграфа – для ознакомления и заучивания произведений.оформленные мною дидактические игры для развитию речи «Машенька пошла гулять» (подбор одежды, обуви соответственно сезону), «Кто как кричит», «Кто где живёт», «Расскажи сказку» и др. Для достижения наилучших результатов в моей работе, считаю обязательным взаимодействие с родителями. Для этого использую, как традиционные формы работы: это выступления на родительских собраниях, устные и письменные консультации, беседы, лекции, так и нетрадиционные: анкетирование, занятия, музыкальные и спортивные праздники, конкурсы семейных рисунков, театральные развлечения с родителями.Провела анкетирование «Использование фольклора в семейном воспитании».Оформила папки-передвижки: «Потешки для плачущего ребёнка», «Потешки при одевании и раздевании», «Потешки при умывании», «Заклички, пестушки, песенки – для детей»Оформила консультации «Пальчиковые игры в развитии речи», «Как использовать русское народное творчество дома» Привлекаю родителей к созданию теневого театра, пополнению развивающей среды, к изготовлению атрибутов в уголок «Ряжения».Провожу совместные развлечения родителей с детьмиРезультаты работы:                                У детей пополнились знания  фольклорными произведениями: потешками, поговорками, русскими народными сказками, песнями, считалочками;Сформировано умение слушать и запоминать новые произведения, следить за развитием действия;Пополнился словарный запас детей;У родителей сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора, повысился общий культурный уровень.Список литературы:1.   Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. 3-е изд., — М.: Академия, 2000. — 400 с.;2.   Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор // Дошкольная педагогика, № 8, 2008. -С. 20–23;3.   Иванова Г., Курашова В. Водичка, водичка, умой мое личико //Дошкольное воспитание. — № 5. — 2009. — с. 111–115.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X