Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Шаповалова Светлана Викторовна

"Использование игровых технологий в подготовке детей к школе"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Сказка»Мастер- класс для педагогов«Использование игровых технологий в подготовке детей к школе» Воспитатель Шаповалова С.В.Мастер- класс для педагогов «Использование игровых технологий в подготовке детей к школе»Предварительная работа:-Организация выставки учебно-методических, дидактических пособий и материалов по подготовке детей к обучению в школе.-Создание картотеки игр на развитие познавательных процессов, элементарных математических представлений у дошкольников; интерактивных игр по развитию речи детей.Цель: Распространение педагогического опыта по применению игровых технологий при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.Задачи: -Повысить уровень профессиональной компетентности участников мастер-класса.-Представить педагогам методические приёмы работы по обучению игровым действиям, развивающим у ребёнка старшего дошкольного возраста произвольные познавательные процессы (внимание, память, мышление), навыки элементарной учебной деятельности.Ежегодно 1 сентября все школы распахивают свои двери перед самыми маленькими учениками-первоклассниками. Готов ли ребенок к новому этапу своей жизни? Сможет ли успешно овладеть знаниями? Во многом это зависит от его умственного развития – развития восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, речи, т.е. тех качеств, которые необходимы для усвоения новых знаний. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают те дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых  отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.  За последнее время требования, предъявляемые к будущим первоклассникам, непомерно выросли. На собеседованиях, которые обычно проводят перед зачислением ребенка в первый класс, обращают внимание на уровень восприятия, памяти, внимания, мышления, развития речи будущего первоклассника.Большое значение уделяется визуальной памяти ребенка, его способности к запоминанию цвета, формы, составных частей предметов, а также нахождению сходства и различия разных предметов при их сравнении, умению объединять предметы в группы и вычленять лишнее, т.е. способности анализировать и классифицировать.  Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Они представлены как социально-нормативные и психологические характеристики детей. Среди которых обращают на себя внимание такие как «инициативность, самостоятельность, любознательность, уверенность в своих силах, развитое воображение, способность к волевым усилиям». Следовательно, будущий первоклассник должен иметь следующие навыки: желание учиться, развитую мелкую моторику, произвольное внимание, навык запоминания, понимание причинно-следственных связей, умение выражать свои мысли и задавать вопросы, умение следовать инструкциям, общительность, самостоятельность.Как  сформировать качества и способности необходимые для обучения в школе? Это можно  осуществить, используя современные образовательные технологии,  целью которых является – личностное развитие. Изучив передовой педагогический опыт, я выбрала  наиболее эффективные  технологии и в первую очередь конечно же игровую  технологию, которая позволяет сделать обучение  интересным и увлекательным. Игровая технология - строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их (например "Найди отличие".)группы игр на обобщение предметов по определенным признакам (например «Обобщение, классификация») группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных. (например игра «Что перепутал художник»)группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку   по разным  образовательным областям. Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание, постепенно становится произвольной. Способствуют развитию мышления ребенка. Важно обучать ребёнка играм, вырабатывающим произвольные процессы, умение следовать речевой инструкции, правилу, управлять своим вниманием, памятью, мыслительными действиями. Но, чтобы научить детей - следует научиться самому взрослому. Поэтому давайте поиграем в игры, которые так необходимы нашим детям. Сегодня я хочу Вам предложить игры и упражнения для подготовки детей к школе без особых (специальных) затрат. Мы будем сами выполнять эти задания, т.е.–играть. Вам необходимо быть активными и внимательными. Итак, начнёмИгры на развитие функций внимания. Играет ли ребенок, учится ли ученик, мыслит ли ученый непременное условие их успешной деятельности – хорошо развитое внимание. Как бы ни был талантлив ученик, у него всегда будут пробелы в знаниях, если внимание его плохо организовано, если он часто невнимателен и рассеян. Когда ребенок внимателен, то создаются наилучшие условия для продуктивной учебной работы, для активного мышлении. Я смело могу утверждать, что в умственном развитии важную роль играет внимание, а развивать его помогают игры. Игры, направленные на развитие внимания, формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу.) Основные свойства внимания, которые формируются в дошкольном возрасте, – это его устойчивость, переключение и распределение.1. Игра «Запретное число» (со всей группой педагогов)Цель: развитие внимания, умения слушать.Правила игры: Я выбираю запретное число (например, 2, 5); Дети по очереди считают по порядку от 1 до 10. Кому выпадает назвать запретное число, он хлопает в ладоши, не произнося его вслух и улыбается. (Затем количество запретных чисел увеличивается)2. «Запретные движения» (все педагоги)Цель: развитие скорости реакции и произвольного внимания.В начале ведущий сообщает детям, что есть два движения, которые повторять нельзя, а вместо них надо делать другие. Например, когда педагог кладёт руку на затылок, дети должны присесть, а когда он наклоняется вперёд – два раза хлопнуть в ладоши. 3. «Вершки и корешки» (подгруппа педагогов)Дети образуют круг или шеренгу. В центре круга или перед шеренгой стоит взрослый (водящий) с большим мячом в руках. Водящий бросает мяч, называя какой-нибудь овощ, а дети ловят мяч, называют съедобную часть и бросают мяч водящему. Водящий. Баклажаны. 1-й ребёнок. Вершки. Водящий. Редька. 2-й ребёнок. Корешки. Водящий. Капуста. 3-й ребёнок. Вершки. Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись. 4.Найди отличия» (интр. игра)-Цель: развитие наблюдательности, внимательности ребёнка, умение сравниватьИнструкция: Перед нами две похожие картинки. Если присмотреться внимательно, они чем-то отличаются друг от друга. Найдите, чем они отличаются и покажите". На данной иллюстрации 10 отличий.) Игра вызывает у детей огромный интерес: красочное оформление, веселые картинки, побуждает к речевой активности, размышлениям, высказываниям. Снимает чувство скованности, напряжения. Преодолевается застенчивость, развивается инициатива, внимательность.Игры на развитие памяти. Хорошая память – залог успешной учебы и всей дальнейшей жизни маленького человека. А для ребенка, который совершенно не любит скучных занятий и нравоучений, для подобных целей подойдет хорошая игра на развитие памяти у детей. С помощью такого развлечения ребенок получит «порцию» хорошего настроения, и разовьет столь необходимый ему навык.Только помните, что игры на развитие памяти не должны сильно утомлять ребенка! Память – навык, который лучше всего нарабатывать постепенно. «Перечисли предметы » (приглашаю 1воспитателя) Цель - развитие восприятия, наблюдательности и смысловой памятиУсловия игры: Из группы выбирается один водящий. Он выходит из комнаты. В это время на столе раскладываются предметы и замышляется ситуация: «Я иду в школу» На столе должно лежать 7 предметов к данной теме. Приглашается водящий, ему говорят тему и он смотрит на стол в течение 5 – 10 секунд. Затем он поворачивается к столу спиной, а лицом к группе и начинает перечислять предметы (вещи) на столе. Если водящий перечислил не все предметы, группа говорит, какие предметы он забыл. «Воспроизведение рассказа»Цель: развития смысловой памяти.Для детей дошкольного возраста можно предложить следующие варианты рассказов для запоминания:Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него нога сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ногу, и она перестала болеть.Детям рассказ зачитывается. Затем ребенка просят воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту. При воспроизведении рассказа обязательно обратить внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребенок понял смысл рассказа. Если ребенок с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы. Почему Ваня упал? Куда мама повела Ваню? Что сделал доктор?Задание на развитие слуховой памяти«Слушаем и рисуем» (игра с воспитателями)Цель: развить слуховую память и внимание.Задание: Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится.Матрешек будем рисовать:Раз, два, три, четыре, пять.Всех больше первая матрешка:Зеленый сарафан, кокошник.За ней сестра - вторая,В жёлтом платье выступает.Третья меньше второй:Сарафанчик голубой.У четвертой матрешкиРост поменьше немножко,Сарафанчик синий,Яркий и красивый.Пятая матрешка -В красненькой одежке.Всех запомнить постарайся, За рисунок принимайся!Можно прочитать стихотворение еще раз.Игра на развитие памяти: "В саду у бабушки растут..."Взрослый начинает игру и говорит: "В саду у бабушки растут...". Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: "В саду у бабушки растут...". Третий игрок повторяет фразу и добавляет что - то от себя.В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие Игры на развитие логического мышления Все игры на развитие логического мышления направлены на то, чтобы сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов: сравнение, классификация, синтез, анализ, обобщение. (Интерактивные игры) Игра «Выделите лишнее»Цель- (Развивать мышление, умение классифицировать предметы по признаку )Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим. Игра учит также одновременно удерживать и поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество. Игра с раздаточным материалом «Светофор» Упражнение "Последовательные картинки". Цель: умение устанавливать причинно-следственные отношения. Развитие монологической речи.Одно из наиболее сложных для ребят упражнение, т.к. здесь необходимо не только разложить картинки последовательно, но и составить связный, логически последовательный, завершённый рассказ. Усложнение «Время и антивремя». Каждому из участников предлагается описать какое-либо событие вначале - правильно, а затем — от конца к началу. С детьми старшего дошкольного возраста широко используются логические словесные игры, требующие большого внимания и умственного напряжения . Словесные логические игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти игры особенно важны для детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Игра «Верю – не верю» Дети — невероятно доверчивые существа. А если информация поступает из уст взрослых, то это звучит как аксиома. Инструкция: Итак, вы говорите какую-то фразу, а ребенок должен определить, это правда или выдумка. Старайтесь предлагать такие фразы, на которые можно дать неоднозначные ответы. Пусть ребенок поразмышляет над каждой фразой и попробует объяснить, почему он так считает. Так ребенок учится доходить до истины своим путем, опираясь на сравнения, рассуждения, собственные выводы. Примеры фраз:«Сок можно есть ложкой». (Да, если он замороженный.)«Мороженое можно выпить». (Да, если оно растает.)«Снег бывает только зимой». (Он бывает весной и осенью, а в некоторых местах он лежит и летом, и зимой — например, на полюсах.)«По воде можно ходить». (Да, если она замерзнет.)«Все птицы летают». (Не все, есть птицы, которые не летают, например: курица, индюк, страус, киви, пингвин.) «Зимой всегда пасмурно».«Солнце светит только утром и вечером». «Все яблоки сладкие».«Найди общее слово» В этой игре содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним словом. Упражнение направлено на развитие такой функции, как обобщение, а также способность к абстракции."Каким общим словом можно назвать следующие слова:1. Вера, Надежда, Любовь, Елена2. а, б, с, в, н3. стол, диван, кресло, стул4. понедельник, воскресенье, среда, четверг5. январь, март, июль, сентябрь".Слова для нахождения обобщающего понятия можно подобрать из любых групп, более или менее конкретных. Например, обобщающим может быть слово "весенние месяцы", а может быть "месяцы года" и т.д.2 вариант упражнения содержит только два слова, для которых необходимо найти общее понятие. «Найди, что общего»а) хлеб и масло (еда)б) нос и глаза (части лица, органы чувств)в) яблоко и земляника (плоды)г) часы и градусник (измерительные приборы)д) кит и лев (животные)Подобные упражнения стимулируют мышление ребенка к поиску обобщающего основания. Чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию. «Что потом?» Цель: активизация и развитие мыслительных процессов. Вначале детям объясняют, что есть ряд событий и явлений, которые происходят в строгой последовательности. Взрослый предлагает ребенку назвать следующее событие за предыдущим. Зима – весна сентябрь – октябрь дошкольник – школьник первый – второй день – вечер лето – осень суббота – воскресенье пять – шесть ночь – утроИгры по формированию пространственных представлений. Игра « Расскажи, где предмет». Цель: Вербализация пространственных отношенийОписание: дети рассматривают иллюстрацию, рассказывают, что где находитсяУсложненный вариант игры-картина переворачивается обратной стороной, а дети называют по памяти что где находится «Волшебный лист» (со всей группой) Вначале работы в ориентировке на листе мы использовали напольное пособие, которое состоит из 9 квадратов, когда дети усвоили понятия верх / низ, правый\левый, середина мы перешли на ориентировку на листе в клетку. Цель: развитие у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности. Тренировка умения действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи. Формирует и развивает произвольность действий, эмоционально-волевую сферу, а также тренирует способность ориентироваться в пространстве. Инструкция: Уважаемые взрослые, вспоминаем, где правая рука, где – левая. В каком направлении находится верх / низ. Покажите правый (левый) верхний (нижний) угол. Теперь, берём «жучка», сажаем его на середину листа и перемещаем его по листу в озвученном направлении на столько клеточек, сколько будет озвучено.  Одно из самых любимых заданий ребят – корректурные пробы. Задание можно выполнять на специализированных бланках, с разными фигурными элементами. Упражнение «Корректурные пробы» Цель: развитие и тренировка произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности. Формирование орфографической зоркости, умение целенаправленно двигаться построчно и на листе. Работа выполняется в течение 2-х минут (В конвертах, предложены бланки с разными изображениями проб) .Все предлагаемые игры не только требуют от ребенка максимальной концентрации внимания, но и приучают его к самоконтролю, развивают произвольность деятельности, коррегируют пространственное восприятие, координированность движений. На основе предложенных заданий можно создавать аналогичные, а также усложнять предложенные.Заканчивая наш мастер-класс " Использование игровых технологий в подготовке детей к школе ", хочется заметить, эти методические приёмы игровой деятельности, действительно способствуют подготовке детей к школе. В словесные игры можно играть везде, они не требуют дополнительного времени для специальной организации. Очень важный аспект процесса игровой деятельности: ребёнок в игре практически не утомляется, поскольку это вид деятельности для него наиболее интересный, эмоционально значимый. Необходимо помнить одно важное правило: дошкольника практически невозможно научить тому, чего он не хочет. Мотивация играет ведущую роль в процессе познания дошкольника. От Вас необходимо желание, немного времени и фантазии. Желаю всем удачи! Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина». Итак, уважаемые коллеги, благодарю вас за участие в моём мастер-классе, хочу узнать ваше мнение о нём. На подносе лежат рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Педагогам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на мастер-классе.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X