Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Зорина Марина Юрьевна

Профессиональная неуспокоенность педагога - путь к творческому развитию ребенка

скачать документ

Вернуться назад

«Профессиональная неуспокоенность педагога – путь
к творческому развитию ребенка»
Зорина Марина Юрьевна
Департамент образования администрации Тутаевского муниципального района
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Созвездие» ТМР
(МУДО ЦДО «Созвездие»)
педагог дополнительного образования

Детский музыкальный театр «Жар-птица» создан и успешно работает с 2000 года. В процессе образовательной деятельности коллектива решается множество педагогических задач: эмоциональное раскрепощение детей и снятие зажатости; обучение чувствованию и художественному воображению через игру, фантазирование, сочинительство; развиваются музыкальные способности обучающихся и осуществляется воспитание музыкального вкуса у детей.
Казалось бы, внешние результаты образовательной деятельности объединения должны удовлетворять педагога. Однако я озадачилась тем, а как же проследить, что происходит с ребенком в процессе занятий, и как они влияют на его развитие в целом; с помощью чего удается достичь тех или иных результатов, и что же надо делать, чтобы следить за происходящими изменениями. Так и пришла идея введения в образовательный процесс мониторинговых исследований.
Понятие «мониторинг» сегодня не новичок в деятельности учреждений дополнительного образования. Однако, что касается мониторинга результатов образовательной деятельности детских музыкальных театров, то здесь непаханое поле, т.к. не было ни потребности в таких разработках, ни готовности педагогов подобных коллективов заниматься проблемой отслеживания образовательных результатов своей деятельности.
Говоря о развитии ребенка в театральной среде, мы имеем в виду, что личностный рост ребенка в ограниченный по времени период находится под воздействием театра как воспитывающей среды, и соответственно необходимо диагностировать результаты этого воздействия. Таким образом, передо мной стояла задача проследить динамику развития личности в условиях театрально-музыкальной среды.
Поскольку театр является искусством и его продукт – это художественный образ, то соответственно и среда, образуемая театром, оказывает, прежде всего, эмоционально-образное воздействие, побуждая личность к эстетическому освоению мира. Таким образом, интегрирующим показателем эффективности театра как воспитывающей среды является степень развития художественных способностей личности: восприятие красоты мира и людей как самоценное переживание и использование жизненного опыта как источник художественных замыслов. Поэтому моей задачей являлась диагностика развития художественных и музыкальных способностей детей, занимающихся в театре.
Проведенная работа позволяет утверждать, что организация мониторинговых исследований является составной и эффективной частью работы педагога дополнительного образования, т.к. позволяет прогнозировать образовательные результаты. А также проверять эффективность методов преподавания в Детском музыкальном театре, и при необходимости, совершенствовать формы и методы работы с детьми.
На основании опыта работы разработана система мониторинговых исследований образовательных результатов, при построении которого выделены несколько направлений, систематическое отслеживание которых позволяет педагогу управлять эффективностью образовательного процесса и прогнозировать его развитие. Таковыми направлениями являются:
состояние контингента обучающихся в театре;
сформированность интереса к данному жанру искусства;
развитость музыкальных способностей;
общее музыкальное развитие;
состояние детского коллектива;
творческие достижения коллектива.
В мониторинговые исследования вместе с анкетированием и ведением «Дневников наблюдений» были включены разработанный и внедренный тест и методика диагностирования ведущей потребности «Кто я на сцене?», а также сами дети были включены в процесс мониторинга. Одним из итогов этой деятельности явилась презентация «Все герои хороши – выбирай на вкус!», выполненная одной из обучающихся в нашем театре.
Это позволило глубже проанализировать и понять результаты образовательной деятельности объединения в целом, и определить перспективы его развития.
Детский музыкальный театр – многогранное, многофункциональное существо. Для того чтобы создать спектакль, довести его до премьерного показа, требуются огромные усилия большого количества людей, знания, умения и навыки в различных областях искусства, таких как театр, изобразительное искусство, прикладное творчество и многое другое. Один педагог, даже очень способный и эрудированный, талантливые и инициативные ребята, занимающиеся в музыкальном театре, не могут в полном объеме и с надлежащим качеством выполнять всю эту трудоемкую работу. Так возникла идея создания интегрированной программы, участниками которой стали бы обучающиеся объединения «Детский музыкальный театр «Жар-птица», педагог Центра дополнительного образования и учителя начальных классов СШ № 3. В рамках реализации муниципальной целевой программы развития образования на 2010-2013 г.г. в ЦДО была разработана интегрированная программа под названием «В гостях у сказки».
Что такое «Интеграция»? Это слово происходит от латинского integratio – соединение. Интеграция – это процесс, результатом которого является достижение единства и целостности, согласованности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов. Понятие интеграции технологично, оно отвечает на вопрос: как происходит соединение разных знаковых областей в целостную образовательную систему? Понятие интеграции вооружает нас методом, позволяющим осуществлять образовательный процесс и методично достигать его целей.
Представление понятия интеграции уже существует в педагогическом сознании. «Интеграция, - как утверждают И. Д. Зверев и В. Н. Максимова, - есть процесс и результат создания неразрывно связного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе элементов разных учебных предметов». Представление интеграции как процесса «слияния» различных массивов учебного содержания, имеющее своим результатом новые интегрированные учебные курсы, является на сегодняшний день общераспространенным; именно оно определяет характер практической инновационной деятельности по созданию новых интегрированных образовательных систем.
Программа «В гостях у сказки» опирается на интегрированный подход к преподаванию театрального искусства. Интеграция в обучении предполагает активное развитие творческого мышления, воображения, интуиции, памяти, внимания. В результате такого активного процесса одновременного слияния всех этих компонентов в сознании происходит взаимоперенос знаний и представлений с одного вида деятельности на другой. Развитие обучающегося происходит на стыке взаимопроникновения учебных предметов, видов и профилей деятельности. Обучающийся быстрее развивается, т.к. он овладевает разнонаправленными видами деятельности, способностями, нравственными личными качествами, способствующими саморазвитию.
Интегрированная программа состоит из нескольких блоков, таких как, «Актерское мастерство», «Вокальное мастерство», «Сказочные уроки», «Театральная мастерская» и «Мы рисуем сказку», что позволяет педагогам в течение длительного времени осваивать с детьми одну тему с разных точек зрения и с помощью разных видов творческой деятельности, задействовать различные виды искусства. Приступая к разучиванию нового спектакля, учителя начальной школы на «Сказочных уроках» подробно разбирают содержание пьесы (сказки), предлагают обучающимся чтение вслух отрывков из сказки, чтение по ролям, а также самим побыть в роли сказочников и придумать свое окончание сказки. В процессе подготовки спектакля в «Театральной мастерской» обучающиеся изготавливают театральный реквизит, элементы костюмов для персонажей. На занятиях по изобразительному искусству «Мы рисуем сказку» ребятам предлагается выполнить иллюстрации к спектаклю, зарисовки отдельных сцен и многое другое.
Во время работы над интегрированной программой «В гостях у сказки» автор задумался о создании и внедрении комплексного мониторинга результатов образовательной деятельности обучающихся на основе театрального развития и применения на уроках в школе элементов драматизации. Он рассматривается как система методов, на выявление соответствия результатов поставленным задачам.
Одной из важнейших задач в деятельности педагога является выстраивание такой мониторинговой системы, которая бы реально позволила управлять качеством образования. Объектом мониторинга выступает образовательный процесс в начальной школе, предметом мониторинга – образовательные результаты обучающихся. Субъектами мониторинга являются дети в возрасте от 7 до 10 лет.
Для организации мониторинга на занятиях в школе необходимо знать ответы на вопросы:
Что отслеживать, какие показатели, параметры деятельности?
Каким образом, с помощью каких средств и методов?
Что вкладывать в понятие результативности педагогической деятельности?
На основании опыта работы была разработана система мониторинговых исследований образовательных результатов, при построении которого выделены несколько направлений, систематическое отслеживание которых позволит педагогу управлять эффективностью образовательного процесса и прогнозировать его развитие. Таковыми направлениями являются:
1. На уроках «Литературное чтение»:
сформированность интереса к драматизации;
развитость речевых навыков;
стремление к сочинительству.
2. На уроках «Технология»:
овладение умениями проектной деятельности;
развитость творческой инициативы и самостоятельности.
3. На уроках «Изобразительное искусство»:
креативность в выполнении заданий;
развитость фантазии
Общими направлениями являются:
состояние детского коллектива;
творческие достижения коллектива.
Создавая интегрированную программу, мы стремились к тому, чтобы она стала условием для самореализации личности обучающегося, так как главная идея программы – создание условий для развития творческих способностей ребенка и реализации его творческого потенциала.
Авторские разработки интегрированной программы «В гостях у сказки» и по проведению мониторинга образовательных результатов были представлены на областных и всероссийских семинарах для руководителей учреждений дополнительного образования детей области и РФ.
















































Список использованной литературы

1. Андреева Л.В. Формирование эстетического вкуса в процессе слушания музыки. / Л.В. Андреева // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - №1.
2. Балдина Е.А. Мониторинг образовательных результатов в детском объединении «Оркестр русских народных инструментов»./ Методическая разработка. - Ярославль, 2004.
3. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах: Кн. для учителя./ Под ред. А.А.Бодалева. – М.: Просвещение, 1981.
4. Дорофеева И.А. Развитие индивидуальности учащегося в сфере музыкального образования./ И.А. Дорофеева // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - №6.
5. Евладова Е.Б. Образование основное и дополнительное: проблема взаимосвязи [Текст]/ Внешкольник - №3, 2000.
6. Жданова Т.А. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в музыкально-хоровой школе «Радость»./ Т.А. Жданова // Дополнительное образование. - 2004. - №8.
7.Золотарева А.В. Мониторинг результативности деятельности учреждений дополнительного образования детей./ А.В.Золотарева // Школьные технологии. – 2006.- №6.
8. Золотарева А.В. Мониторинг результатов деятельности учреждения дополнительного образования детей: монография. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им К.Д. Ушинского, 2005.
9. Ильина Т.В. О некоторых подходах к определению педагогического результата в учреждениях дополнительного образования./ Т.В. Ильина // Внешкольник. – 1996. - №2.
10.Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей (научно-образовательный аспект): в 2-х частях. – 2-е изд. – Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.
11. Кленова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов в образовательной деятельности детей./ Н.В. Кленова, Л.Н. Буйлова // Дополнительное образование. – 2004. - №12.
12. Костина Э.П. Комплексный мониторинг качества музыкального образования дошкольников./ Э.П. Костина // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - №3.
123. Майоров А.Н. Мониторинг учебной эффективности./ А.Н. Майоров. - //Школьные технологии. – 2000. - № 1.
14. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей (методические материалы для педагогов и специалистов системы дополнительного образования детей). Издание второе, Ярославль. 2004.
15. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей (опыт Государственного образовательного учреждения Ярославской области «Центр детей и юношества»). – Ярославль: ГОУ ЯО ЦДЮ, ИЦ «Пионер». – 2005. (Приложение №2 к журналу «Внешкольник-Я»)
16. Паладьев С.Л. Технологии интеграции [Текст]/ Внешкольник- Я - №9, 2008.
17. Поджарая А.В. Психолог-музыкант – педагогу-музыканту./ А.В. Поджарая // Дополнительное образование. - 2004. - №1.
18. Проблемы результативности педагогической деятельности. / Под ред. Е.И. Казаковой, Е.В. Титовой, А.П. Тряпициной. – Санкт-Петербург. – 2002.
19. Румянцева Н.В. Влияние театра как социальной среды на развитие личности ребенка. / Н.В. Румянцева // Внешкольник – Я. - 2004. - №1.
20. Саликова Е.А. Развитие музыкальности у детей дошкольного возраста. / Е.А. Саликова // Сборник авторских программ «Центра детей и юношества», часть 1, Ярославль. – 2007.
21. Серия «Интеграция дополнительного и других сфер образования» «Интеграция дополнительного и других сфер образования» [Текст]. - Ярославль, 2003.
22. Ситкина И.Г. Из опыта психологического сопровождения детского театрального коллектива. / И.Г. Ситкина // Внешкольник – Я. – 2004. - №1.
23. Талова Т.М. Интегрированные программы и проекты в детско-юношеском центре «Лад» [Текст]/ Внешкольник Я - №9, 2008.
24. Цветкова Т.А., Хухарева Л.В. К вопросу об организации мониторинга образовательных результатов в УДО детей./ Т.А. Цветкова, Л.В. Хухарева // Внешкольник – Я.- 2004. - №2.
25. Щетининская А.И. Проблемы интеграции общего и дополнительного образования, развития воспитания в системе образования [Текст]/ Внешкольник - №3, 2000.
26. Ямилева С.Т. Карта интеллектуально-творческого потенциала личности./ С.Т. Ямилева // Дополнительное образование. - 2004. - №6.









Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X