Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Жагинова Надежда Михайловна

Обобщение опыта работы учителя начальных классов.

скачать документ

Вернуться назад
Обобщение опыта работы учителя начальных классов.
Жагинова Надежда Михайловна
МКОУ «Ики-Бухусовская СОШ им. П.М. Эрдниева»
Учитель начальных классов
Учитель начальных классов – первый наставник на пути в храм науки.
Работа в школе – это большой и нелёгкий труд. Ежедневно мы думаем о том, как воспитать наших детей, научить их добру, честности, справедливости. Чтобы ему легко училось, чтобы этот труд был ему в радость. Чтобы то, чему мы учим, осталось в нём, помогало ему достойно жить.
Учителю много надо знать. Нужна постоянная работа над собой, требовательность к себе, ответственность. Совесть педагога требует работать самоотверженно и преданно. Свое сердце учитель отдаёт детям, порой забывая про себя. Если он живет школой, своими учениками, которых обучает и вкладывает все лучшее в их души, то он действительно учитель. И видя его любовь, преданность делу, дети ему будут подражать. Они будут стремиться больше знать, лучше учиться, прекрасно трудиться. Они тоже будут жить школой. Ведь и я когда –то подражала своим учителям в школе и в педучилище. Как богаты знаниями были мои учителя! Как эрудированы, воспитаны! Мне повезло. Я многое взяла у них.
Мои 5 заповедей, которым я следую все 35 лет работы в школе:
1. Любая деятельность успешна настолько, насколько она несет радость исполнителю. И эту радость не надо скрывать.
2. Учитель должен быть личностью. А личность всегда неравнодушна.
Неравнодушный педагог не способен сломать хрупкий мир доверившегося ему ученика, он помогает и ему стать личностью.
3. Главная ценность общества – ребенок. Мой педагогический принцип- осторожно и бережно помочь ему раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать его ценность.
4. Урок в начальной школе – это время знаний, время развития, время общения. Урок для моих учеников – это и радость открытий, и горечь неудач, это постоянное творчество в атмосфере доверия и психологического комфорта.
5. Не навреди! Правильный выбор стратегии развития и воспитания необходим и успешным, и трудным детям. Поэтому я вижу свою задачу прежде всего в том, чтобы как можно раньше определить способности каждого ребенка и помочь ему выбрать правильное направление.
Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Школа – это мир юности, надежд и радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна, и где не угасает поиск разума и добра.
Находясь в постоянном поиске, стараясь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своем ученике будущего певца, художника, писателя, артиста или просто доброго любящего человека. Я пытаюсь с самых первых дней обучения создать в детском коллективе атмосферу созидания и творчества, помогаю раскрыть способности каждого моего ученика. Для этого буквально с первых дней приучаю своих детей при единой для всех теме выполнять задания в своем неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, т.е. качества, сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие творческих способностей. Нельзя сказать, что этот процесс протекает сладко. На первых порах возникают проблемы и трудности. Чтобы решить эти проблемы и активизировать работу всех детей, даже самых слабых, стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были доступны и интересны каждому.
Поэтому всю работу я веду по направлениям:

1 направление – дидактические игры.

Игра – привычный вид деятельности для детей младшего школьного возраста. Они активно включаются в игру, распределяя между собой роли в ней, стараюсь достичь лучших результатов. Дети живут игрой. Поэтому нам надо использовать этот интерес, поставить его на службу учебному процессу, развивать в игре творческий потенциал каждого ученика. Творчески относящийся к своему делу учитель видит в своем ученике не только объект воздействия, сколько партнера, союзника по творческому процессу. А ведь именно игра может помочь создать в классе атмосферу партнерства и взаимоуважения, укрепить веру ребенка в собственные силы, дать почувствовать вкус победы, как личный, так и коллективный.

2 направление – УДЕ.

Система УДЕ разрабатывалась академиком П. М. Эрдниевым, он указал 4 основных способа укрепления дидактических единиц:
современное и одновременное изучение взаимосвязанных вопросов программы;
метод деформированных упражнений, в которых искомым является не один, а несколько элементов;
решение прямой задачи и преобразование ее в обратную;
усилие удельного веса творческих знаний.
Учебное познание, организованное по технологии УДЕ, приносит ученику радость и удовлетворение, когда учащиеся убеждаются, что достиг цели, получил ожидаемое число или выражение.

направление 3 - работа коллективно – творческая
Мои дети очень любят такие уроки. Они сами предлагают в какой форме провести следующий урок. Эти уроки провожу при обобщении какой – либо темы. Например: «Счастливый случай», «Телезритель и знатоки», «Умники и умницы». Часто на уроке применяю комментируемое управление, оно объединяет три действия (мыслю, говорю, записываю), позволяет учебный труд сделать осмысленным и одновременно обеспечивает обратную связь: дает учителю контролировать уровень знаний учащихся, вовремя заметить отставание, обеспечить продвижение в овладении знаниями и практическими навыками. При этом каждый ученик вовлекается в дело. Так работа со схемами, комментируемое управление помогает детям осмысливать все происходящее на уроке, объяснять и доказывать свои действия.
Пришла к выводу, что аналогия губит самостоятельность мышления: притупляет самоконтроль. А вот метод сравнения – изумительный, если он подкреплен еще чем–то интересным, неслыханным, завораживающим. Усваивают все, усваивают прекрасно.
Особое место занимает метод дискуссии. Сколько радости от доказательства своей правоты испытывают мои ученики. Какое наслаждение получаешь, когда, осваивая новый материал, дети сами приходят к выводу. Новый материал даю не всегда готовый, а «пытаю» детей, вызывая их на размышление, чтобы дети сами дошли до истины.
Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает ученику и учителю.

4 направление – метод проекта
На уроке математики при изучении темы «Время и его измерение» подчеркивается трудность формирования у младших школьников временных представлений. Я стараюсь восполнить этот пробел, используя резервы внеклассной работы.
Проект: изготовление календаря.
Тип проекта: исследовательский, практико-ориентированный, межпредметный, групповой.
Планируемый результат: каждая группа учащихся изготавливает календарь, представляет его классу, а затем календари используются по назначению в течение всего учебного процесса. В результате работы над проектом дети узнают о способах и единицах измерения времени. Знакомятся с календарем, как системой счета времени, его устройством, различными видами календарей. Овладевают умением работать с литературой, продолжают учиться работать с бумагой.

5 направление – Мое здоровье.
Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителей начальных классов. Я
· провожу беседы, уроки – путешествия, уроки – игры, физминутки на каждом уроке, гимнастику до учебных занятий, подвижные перемены, комплексы упражнений для гимнастики глаз, дыхательные упражнения. Состояние здоровья учащихся оцениваю по результатам медицинской документации по различным направлениям.

6 направление – природа и мы
Работа по экологическому воспитанию учащихся должна быть связана с природой: отношение человека к природе напрямую влияет на формирование личности человека. Экологическая мудрость калмыков выражена в постулате «Закон над землей один: не делай зла ни траве, ни зверю, ни человеку». Поэтому часто провожу уроки – экскурсии, внеклассные мероприятия на природе. Например, замечательный праздник «Гимн тюльпану», «Мое любимое время года», «О братьях наших меньших». После общения с природой рождаются прекрасные сочинения.

7 направление – работа с родителями.
Вот уже 35 лет работаю учителем. Идут годы, меняется время, меняются дети и их родители. Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися считаю сотрудничество классного руководителя с родителями. Семья стоит у истоков личности, закладывает её краеугольные камни. Работу классного руководителя с родителями веду по следующим направлениям:
- изучение семей учащихся;
- педагогическое просвещение родителей;
- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
- педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
- индивидуальная работа с родителями;
- информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания детей.
Знакомство с жизнью каждой семьи я начинаю с анкеты. Из неё узнаю о семье очень много: об увлечениях ребенка, о его поведении и обязанностях по дому, о методах воспитания, используемых родителями, о том, кто в семье занимается воспитанием. Многое о взаимоотношениях я узнаю из рисунков детей. Анализируя содержание анкет, рисунков, разбирая различные ситуации общения ребенка со взрослыми и сверстниками, совместно с родителями составили ряд правил:
- будь к своему ребенку в меру добр и требователен, если хочешь чего - нибудь добиться;
- прежде чем дать оценку действиям ребенка, попробуй вникнуть в ситуацию;
- покажи ребенку хороший пример.
Уметь радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои удачи и неудачи близких людей, быть рядом с теми, кому плохо – вот над этим я постоянно работаю.

8 направление – самообразование
Тема самообразования «Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе».
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности.
Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся.
В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры. Дидактические игры представляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.
Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным, напряжённым трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.
При проведении дидактических игр руководствуюсь не только необходимостью повысить познавательную активность и интерес учащихся, но и желанием сформировать адекватные взаимоотношения в коллективе, помочь школьникам освоить социальные роли.
Важно, чтобы в ходе игры учащиеся получали более глубокие представления о современной структуре социума, чтобы игра вызывала понимание и интерес к реальной деятельности взрослых людей.
Заметила, что в игре ученики охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать свою деятельность. Оценивать свои поступки и возможности. Это такие игры, как « Капитал», « Фирма» и т.д. Эти игры способствуют развитию познавательных способностей детей, расширению их математического кругозора, помогают глубже и прочнее овладевать программными знаниями, что создаёт условия для успешного продолжения математического образования в средней школе.
Чтобы повысить свой профессиональный уровень, посещаю уроки своих коллег, даю открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступаю с докладами на заседаниях методобъединения, выписываю педагогическую литературу, участвую в педагогических конкурсах.
Знание учащихся оцениваются по рейтинговой системе. В конце каждой четверти заполняю рейтинговую таблицу, которая помещается на классный уголок. Таким образом, все ученики и родители могут ознакомиться и узнать свой рейтинг.
Я работаю в национальном классе. Постоянно поддерживаю интерес к языку, приобщаю учеников к национальным традициям, обычаям, песенному и поэтическому творчеству калмыцкого народа.
Мои дети знают много пословиц, поговорок благопожеланий и триад на родном языке, танцуют национальные танцы.
К каждому национальному празднику ребята готовятся с интересом, так как в процессе подготовки они узнают много интересного и увлекательного. Приглашаем родителей и учителей на наши праздники «Зул», «Цаган Сар», «Шин жил» и т. д.
Особое внимание уделяю изучению эпоса «Джангар», которое способствует воспитанию национальной культуры, приобщению к традициям предков. Овладению духовным богатством и мудростью предков помогают уроки литературного чтения, родного языка, русского языка, музыки, трудового обучения, изобразительного искусства и математики. За годы обучения в национальном классе заметно пополняется словарный запас по родному языку. Дети могут составить рассказ по данной теме, описать предмет, пересказать содержание прочитанного, участвовать в диалоге, выразить просьбу и выполнить действие. Горжусь тем, что смогла побороть в детях безразличие к своим корням и удалось сломать сложившийся стереотип в отношении изучения калмыцкого языка, как второстепенному. Горжусь тем, что появились ростки того, что называется духом нации. Сегодня дети демонстрируют знание языка, культуры, традиций и истории, выражают себя в творчестве, танцах, конкурсах. Недавно мои учащиеся приняли участие в масштабном проект- конкурсе «Язык предков». Он нацелен на приобщение детей к изучению родного языка. Все 3 учащихся стали лауреатами этого международного конкурса.

Открывать перед малышами дверь в мир знаний – значит наполнить его добротой, любовью, чуткостью, которыми он всю жизнь будет щедро делиться с людьми.












Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X