Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Сы Анна Николаевна

Обучение детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности

скачать документ

Вернуться назад

Обучение детей старшего дошкольного возрастаосновам финансовой грамотности Сы Анна НиколаевнаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №34 «Морячок» г. Поронайска (МБДОУ №34 «Морячок» г.Поронайска), заместитель заведующего по МВРПерспективный план образовательной деятельностипо финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста(старшая и подготовительная к школе группа)№ п/пТемаЗадачи1Сентябрь:«Всех профессий на свете не счесть»-Дать детям первоначальные сведения о науке экономика.-Познакомить с понятиями: экономика, финансы, профессия, мастер, ремесло, с видами учебных заведений.-Подвести к пониманию многообразий профессий, того, что каждой профессии надо учиться, каждый человек должен приобрести профессию, труд является источником его существования.-Подчеркнуть благородный характер труда людей.2«Профессии разные нужны»-Систематизировать знания детей о мире профессий, научить устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека.-Познакомить детей с понятиями: рабочее место, рабочее время, орудия труда, инструменты, предмет и продукт труда, продукция.-Подвести к выводу о важности всех профессий и уважительном отношении к людям любой профессии.-Упражнять в составлении полного рассказа о профессии по модели.3«Профессии наших родителей»-Познакомить с профессиями родителей детей группы, с профессиональными династиями семей.-Расширить словарный запас детей понятием «династия» и словами, характеризующими человека по его отношению к труду.-Воспитывать уважение к людям труда и осуждение людей, нежелающих работать.-Подвести детей к мысли, что работа по душе – великое благо, которым стоит дорожить.4«Мы на выставке рисунков «Труд моих родителей»-Дать представление о содержании профессиональной деятельности своих родителей.-Стимулировать интерес к труду родителей и желание больше узнать о нем.-Воспитывать заботливое отношение к людям, умеющим хорошо и честно трудиться.-обогащать речь детей пословицами о труде, трудолюбии и лени, раскрыть их глубокий смысл.5«Современные профессии»-Дать первоначальные представления о современных профессиях: бизнесмен, визажист, дизайнер, маркетолог, программист, фермер, рекламный агент, телеведущий и др.-Способствовать развитию интереса к содержанию их деятельности.-Пополнить словарный запас детей названиями современных профессий.6«Наш город любит трудиться»-Систематизировать знания детей о многообразии трудовой деятельности нашего города.-Обогатить новыми впечатлениями о родном городе.-Акцентировать внимание детей на ассортименте продукции, выпускаемой предприятиями города, на профессии горожан.-Раскрыть роль сферы обслуживания в жизни города.7«Всякая вещь трудом создана»(Итог: Викторина «Кто больше профессий знает?»)-Подвести детей к выводу о том, что все вещи рукотворны, в них вложен огромный труд, поэтому их надо беречь.-Довести до сознания детей, что вещи создают для блага человека, продукты труда – это богатство людей, богатство страны, поэтому они должны быть качественными.-Акцентировать внимание воспитанников, каким богатством человеческого труда пользуются дети.-Привить мысль, что с произведениями искусства нужно обращаться бережно.-Прививать интерес к миру профессий через игры соревновательного характера. 8«Кем быть? Что я могу?(Итог: выставка рисунков на тему: «Умейка»)-Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.-Стимулировать деятельность по интересам, проявление творчества, изобретательности.-Побудить к созданию «Мастерской добрых дел»-Предложить задуматься о выборе будущей профессии9«Заработанные деньги. Виды предприятий торговли»-Познакомить детей с понятиями: зарплата, премия.-Сформировать представления о видах предприятий торговли и их особенностях.-Расширить словарный запас понятиями: минимаркет, киоск, магазин, супермаркет, рынок, ярмарка, торговый центр, касса, кассир.-Расширять представления о местах приобретения товаров разных видов.10«Понятие о деньгах. Путешествие в прошлое денег»-Знакомит с понятиями: деньги, монеты, купюры.-Рассказать о происхождении денег и слова «рубль»-Познакомить со старинными монетами и купюрами нашей страны, почему нельзя их использовать в обращении.-Формировать правильное отношение к деньгам к предмету жизненной необходимости.11«Денежные знаки разных стран»-Дать детям понятие о том, что в каждой стране есть свои деньги. Познакомить с понятием валюта, евро.-Рассказать о производстве денежных знаков.-Развивать мышление и память при использовании моделей.-Воспитывать негативное отношение к фальшивомонетчикам, нечестным деньгам.12«Товар и цена»-Объяснить переход вещи из товара в личную собственность и обратно, а также неприкосновенность личной собственности.-Подвести к выводу о том, что любой товар имеет свою цену-Обсудить на примерах, от чего зависит цена товара.-Обогатить словарный запас понятиями: товар, цена, ценник, личная собственность, дороже, дешевле.13«Формула цены»-Познакомить с понятиями: формула цены, затраты, прибыль, убыток, выгодно, невыгодно (в упрощенной форме)-Уточнить представление о цене: как она складывается и о чего зависит.-Упражнять в назначении цены на товар.14«Сколько заработал – столько и купил»-Развивать представления о том, что качественный товар имеет высокую цену, познакомить с понятием «брак».-Учить совершать покупки с учетом «заработанных» денег.-Раскрыть покупательную силу денежных знаков в зависимости от их достоинства.-Закреплять полученные экономические знания в разных видах деятельности.-Воспитывать желание достигать качественного результата, развивать усидчивость, старательность, аккуратность, творческий подход к делу. 15«Состав семейного бюджета-Познакомить детей с составляющими семейного бюджета.-Расширить словарный запас понятиями: бюджет, доход, пенсия, стипендия, детское пособие.-Закрепить понятия: деньги, зарплата.-Воспитывать заботливое, отзывчивое отношение к людям, нуждающимся в помощи и внимании.-Воспитывать умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, связанных с деньгами.16«Бюджет моей семьи»-Применять и конкретизировать приобретённые знания о семейном бюджете каждым ребенком группы при составлении бюджета своей семьи.-Довести до сознания детей, что все семьи с разным достатком, поэтому у каждой семьи свой семейный бюджет.-Развивать связь с занятиями по математике: актуализировать формулу: Ч+Ч=Ц (часть+часть =целое, где целое – семейный бюджет)-Воспитывать уважительное, бережное отношение к деньгам как к средству оплаты труда членов семьи. 17«Какие у нас потребности?»-Познакомить детей с понятиями: потребности, материальные, духовные, товары, услуги.-Учить различать товары и услуги, моделировать экономические понятия.-Раскрыть решающую роль труда в удовлетворении потребностей.-Формировать разумные потребности.-Признать ценными такие значимые качества, как щедрость, благородство, отзывчивость. 18«Расходование семейного бюджета»-Познакомить детей с расходной частью семейного бюджета.-Подвести к выводу о необходимости планирования доходов и расходов на определенный период времени в зависимости от бюджета семьи.-Познакомить с понятиями: расходы, брать в долг, растратить, сбережения, накопления.-Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.19«Пути сокращения расходов семейного бюджета»-Познакомить детей с путями экономии расходов бюджета семьи-Раскрыть содержание понятий: экономность, бережливость.-Развивать диалогическую речь, наблюдательность, умение рассуждать и делать выводы.-Закрепить представления о доходной и расходной части семейного бюджета.-Воспитывать уважительное и бережное отношение к деньгам как результату оплаты труда членов семьи- Признать ценными такие значимые качества, как бережливость, экономность, хозяйственность.20«Благотворительная деятельность-Познакомить детей с благотворительной деятельностью как одной из сторон экономической жизни общества.-Подвести к пониманию того, что каждая семья имеет свой уровень жизни, что необходимо заботиться о пенсионерах, инвалидах и других малоимущих категорий людей.21«Работа банков»-Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями.-Разъяснить, почему удобно и выгодно хранить деньги в банке, что такое проценты.-Расширить словарный запас понятиями: банк, кредит, вклад, проценты.22«Лотерея и аукцион»-Познакомить с особенностями разыгрывания лотереи.-Дать представление об аукционе как одном из видов торговли с определенным ассортиментом товаров, когда товар приобретается после установления наивысшей цены. Упражнять в увеличении указанной цены.-Познакомить с деятельностью аукциониста, расширить словарный запас: лотерея, аукцион, аукционист, проиграл, выиграл, лот.23«Биржи и бартерные сделки»-Дать начальные представления о биржах.-В ходе игры-тренинга «Давай меняться» уточнить, что и как можно обменивать.-Раскрыть особенности торговли оптом и в розницу.-Познакомить с понятиями: торговая биржа, валютная биржа, торговля оптом, торговля в розницу.-Развивать интерес к экономическим сторонам жизни общества24«Почему надо страховаться? У нас в гостях страховой агент»-Познакомить детей с понятиями: страхование, страховой агент, страховой полис.-Сформировать представление о страховании и его видах.25Игра «Умники и умницы»-Закрепить полученные знания по первым двум блокам программы «Труд – продукт» и «Деньги, цена»Развивать интерес к экономическим сторонам жизни общества.26«Увлекательный мир рекламы. Запомнившаяся реклама»-Дать детям представление о рекламе: назначение, где она размещается.-Развивать интерес и положительное отношение к рекламе. Учить правильно воспринимать рекламу: не покупать все, что рекламируют.27Беседа «Как создают рекламу»Познакомить с понятиями: рекламодатель, рекламный агент, рекламное агентство.-Рассказать кто и как создает рекламу28Составление собственной рекламы «Если б у меня было собственное дело»-Предложить детям составить собственную рекламу – в форме рисунков, игр, стихов, и др.-Развивать детское творчество, находчивость, изобретательность29«Хороший хозяин – кого так называют?»-Познакомить с понятиями: бережливый, хозяйственный, запасливый.-Разъяснить, кого называют хорошим хозяином в семье.30«Бережем труд взрослых»-С помощью проблемной ситуации «Я изобретаю, как облегчить домашний труд мамы» воспитывать желание стать рационализаторами- Закреплять полезные привычки: соблюдать чистоту, и порядок, бережно пользоваться вещами, оказывать посильную помощь взрослым.-Осудить неряшливость, лень, небрежность.31Устный журнал «Про колосок и хлеба и кусок»-Воспитывать в детях бережное отношение к хлебу, осознание того, что в него вложен огромный человеческий труд32«Свет и вода – вам забота нужна»-Воспитывать у детей экономное отношение к электроэнергии, воде.-Формировать нетерпимость к небрежности, расточительству. 33«Как можно продлить жизнь вещам?»-Побудить к поиску ответа на вопрос: как поступить, если у предмета утеряна или сломана часть? -Стимулировать проявление творчества, поощрять желание быть занятым полезной деятельностью-Дать ряд практических советов по восстановлению игрушек, вещей, либо по использованию их в измененном виде. 34Экскурсия в библиотеку-Рассказать детям, как много людей участвует в создании каждой книги.-Закрепить правила обращения с книгой.-Подвести к выводу, что жизнь книги зависит от читателей. 35«Порядок время бережет. Цена минутки. Машины в нашем доме»-Ввести правило: «Каждой вещи – свое место».-Привести примеры цены минутки. Рассказать о значении бытовой техники , напомнить правила обращения с пылесосом, утюгом и др.-Воспитывать привычку своевременно выполнять порученное дело36Викторина «Сказка – ложь, да в ней намек»-Воспитывать уважительное отношение к качествам человека-хозяина-На примерах народных и авторских сказок осудить жадность, воровство, лень.37Сюжетно-дидактическая игра «Что? Где? Почем?»В игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания, полученные в ходе реализации программы «Дошкольник в мире экономики»-Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.-Доставить радость и удовольствие от участия в экономической игре и применения знаний.-Воспитывать эмоционально-положительное отношение и интерес к деятельности финансового характера

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X