Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Козицына Светлана Александровна

Практическое занятие с педагогами с элементами тренинга «Педагогическая этика общения «воспитатель - родитель»

скачать документ

Вернуться назад

Практическое занятие с педагогами с элементами тренинга«Педагогическая этика общения «воспитатель - родитель»Автор: Козицына Светлана Александровна Организация: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №15 «Югорка» Город: Мегион, ХМАО-ЮграДолжность автора: старший воспитательЦель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении взаимодействии с родителями.Задачи:1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;2. Содействовать повышению уверенности в себе;3. Упражнять педагогов в построении эффективного общения с родителями.Оборудование: листы бумаги и карандаши на каждого участника; карточки с названиями: способов поведения для общения, с фразами для упражнения «Интонация»; мяч, мольберт, магниты.Ход занятия: Общение наивысшая радость, дарованная людям. Партнерское общение - это общение, учитывающее состояние, интересы, отношения собеседника. Так как формы общения воспитанников целиком зависят от техник общения воспитателей, то и говорить о том, как необходимо общаться мы будем именно сейчас.Упражнение «Яблоко и червячок»Инструкция: «Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червячок и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите ответ»На самом деле вы сейчас записали свой способ общения на неприятную для вас ситуацию. А что это за способ мы разберем позже.Общение это взаимодействие двух или более партнеров. Рассмотрим пять возможных способов поведения при общении:Конкуренция (соревнование) - предполагает сосредоточение только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера: «Что бы я победил, ты должен проиграть!»Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. Предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».Компромисс, как соглашение на основе взаимных уступок. Представляет собой достижения половинчатой выгоды каждой стороной: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и интересам партнера: «Мне все равно выиграешь ты или проиграешь, но я в этом участия не принимаю!»Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».- при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;- при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;- и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше.А теперь вернемся к упражнению «Яблоко и червячок». Сопоставьте свои ответы с предложенными способами выхода из ситуации общения с червяком. У кого какой способ получился? Обсуждение результатов.(Н-р: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование«Вон посмотри какая там красивая груша весит» - избегание«Ну хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс,«Такая видно у меня доля тяжкая»- приспособление,«Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они еще вкуснее»- сотрудничество).Вывод: В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы общения, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Гораздо важнее грамотно выбрать стратегию поведения в ситуации общения и привести стороны к конструктивному соглашению.Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем друг друга, и самих себя, через общение мы получаем какую-то информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные, нравственные нормы.Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя: свои сильные и слабые стороны.1. Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно, поиск и утверждение своих положительных качеств. (10 мин). (В кругу, сидя на стульях).Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.Самые универсальные – это:1. Улыбка,2. имя собеседника3. комплимент.- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).6. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вамидетей!»Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.Для того чтобы педагоги прочувствовали значимость установления контакта проводим упражнение “Ты сейчас…”Цели. Понаблюдать за внешними проявлениями эмоционального состояния людей; научить прислушиваться к своим внутренним ощущениям.Время проведения. 1 минутаПроцедура. Ведущий кидает мячик любому участнику и говорит: “Аня, мне кажется, ты сейчас грустная”. Аня кидает мячик следующему участнику и говорит: “Таня, мне кажется, ты сейчас раздраженная”, и т. д. В игре участвуют все. Можно усложнить игру: получив послание, участник может сказать, что он на самом деле испытывает сейчас и насколько значимо для него то, что кто заметил его состояние.Игра «Тренировка интонации».Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (5 мин) (Участники разделены на два круга)Произнести фразы:Мне не безразличны успехи Вашего ребенка (первый круг)Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре (второй круг).Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.Психотехническое упражнение «Давление».Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение. (10 мин)Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегкаприкоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?-Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас).Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет родитель, коллега, ребенок, мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.Исключите факторы, не способствующие выравниванию напряжения в беседе:- игнорирование - в высказываниях и поведении собеседник исходит только из своих интересов. Собеседник пытается найти у Вас понимание только тех вопросов, которые волнуют его самого. Ваше эмоциональное состояние, чувства, самочувствие остаются без внимания.- принижение личности - в высказываниях собеседника Ваши чувства, эмоции поведение получают негативную оценку.- противоречивость поведения - между словами и поведением собеседника есть противоречие. Например, говорит “я вас прекрасно понимаю”, хотя Вас просто не слушает.- перебивание собеседника.- подчеркивание разницы между собой и собеседником.- резкое убыстрение темпа беседы.- избегание пространственной близости и контакта глаз с собеседником- выспрашивание- собеседник имеет непонятный интерес к тому, что Вы говорите.И что более значимо это то, что общение ВОСПИТАТЕЛЬ – РОДИТЕЛЬ должно нести такое эмоциональное состояние, в ходе которого обеим сторонам все чаще хотелось бы его возобновлять.Подведение итогов. Рефлексия впечатлений участников.Раздача памяток. (5 мин)Используемая литература.1. Арнаутова Е. П. «В гостях у директора»: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М. ,2004 г.2. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства»- М.: Смысл; Academia, 1996 г.3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»: Методический аспект. - М.: ТЦ Сфера, 2005 г.4. «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ авт. - сост. О. И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009 г.5. «Развитие профнссиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / авт. -сост. М. И. Чумакова, З. В. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2008 г.6. Самоукина Н. В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы»/ - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002 г.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X