Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Смирнова Светлана Валентиновна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Части суток" (по программе "Детский сад 2100)

скачать документ

Вернуться назад
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 39» муниципального образования «Лысьвенский городской округ»
(МАДОУ «Детский сад № 39» МО «ЛГО»)



















Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Части суток»
Смирнова Светлана Валентиновна
воспитатель



























Цель: уточнить представление детей о частях суток
Задачи:
уточнить представление о частях суток, связывая их с тем, что делают дети утром, днем, вечером, ночью
развить зрительное восприятие и зрительную память, мышление
формировать навыки сотрудничества, доброжелательности
эмоционально воспринимать окружающее в процессе общения детей друг с другом
Материалы к занятию:
демонстрационный – будильник, изображение петуха, круги одного размера черного, серого, голубого и фиолетового цвета; схематический будильник; круги одного размера красного, желтого и зеленого цвета;
раздаточный – пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 3 - 4 лет, круги одного размера черного, серого, голубого и фиолетового цвета.
Предварительная работа:
Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Что перепутал художник?», «Вот эдак и вот так» (Е.Благинина)
Чтение художественной литературы:
С. Прокофьева «Сказка о невоспитанном мышонке»,
И. Токмакова «Где спит рыбка»,
Л. Квитко «Утро»
Беседы о формировании культурно - гигиенических навыках.
Сюжетно – ролевые игры:
«Накормим кукол обедом», «Собери кукол на прогулку», «Мишка собирается в детский сад», «Домашние заботы», «Укладываем кукол спать».
Рассматривание иллюстраций части суток:
Рассматривание сюжетных картин:
«Дети обедают», «Лепим снеговика», «Помогаем маме», «Наш детский сад», «Спать пора».
Ход занятия
Дети рассаживаются на ковре.
Игра «Ассоциации»
Мы с вами много говорили о разных цветах. А сейчас я попрошу вас быть очень внимательными. Я покажу вам круги разного цвета, а вы мне скажите, на что это похоже.
Воспитатель показывает детям зеленый, желтый и красный круги одновременно. Дети могут ответить, что это напоминает светофор(о его сигналах говорили в пушествиях по Зеленой, Желтой и Красной странам), а могут ответить, что это напоминает, как созревает овощ или фрукт( об этом говорили в соответствующих темах). Любой из этих ответов будет правильным.
Воспитатель хвалит детей и предлагает им следующее задание: круги одного размера черного, серого, голубого и фиолетового цвета
- Что могут означать эти круги?
У детей возникает затруднение, так как представить, на что это похож каждый круг в отдельности, легко, но в все вместе
- А хотите узнать? Тогда слушайте
- Любите ли вы ходить в детский сад?
- Почему вам здесь нравиться?
- Кто вас будит по утрам?
- А ваши родители сами просыпаются или им тоже кто-то помогает?
Воспитатель показывает детям будильник и демонстрирует его работу.
- Как вы думаете, почему часам дали такое название?
- Кто еще будит людей по утрам?
Воспитатель читает детям стихотворение:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок!
Что ты рано встаешь, голосисто поешь,
Детям спать не даешь?
- Есть ли у кого-нибудь дома петушок?
- Где живут петухи?
Воспитатель показывает детям изображение петуха и просит их изобразить, как петух кричит, важно ходит и хлопает крыльями.
- Итак, вы проснулись утром. Какого цвета небо?(Серого –при этом воспитатель показывает детям круг соответствующего цвета.)
- Что вы делаете потом? Ну–ка покажите!
Дети должны показать свои действия, не называя их. Они «чистят зубы», «умываются», «одеваются».
- Что вы можете делать сами, а что вам помогает надевать мама?
-После этого вы выходите на улицу и идете в детский сад. Вспоминайте, светло или темно на улице в это время?
- Сейчас зима, солнышко просыпается поздно, и поэтому вы идете в детский сад по улицам, освещенными фонарями.
- Что вы делаете, придя в детский сад? Раздеваетесь, моете руки и садитесь за стол.
- Как называется еда по утрам? (Завтрак.)
- Если вам сказали, что дети завтракают, то вы смогли бы определить, утро, день или вечер на дворе?
- Поиграв, вы идете на утреннюю прогулку. Почему прогулка так называется?
- На улице уже совсем светло, даже если небо в тучах. Солнышко уже совсем проснулось. Наступил день. Какого цвета небо? (Голубого – при этом воспитатель показывает детям круг соответствующего цвета.)
- Вы возвращаетесь с прогулки и снова садитесь за стол. Что вы будете делать? (Кушать, есть.)
- А как сказать, чтобы было понятно, что кушать вы будете именно днем, а не утром или вечером? (вы будете обедать.)
- После обеда – тихий час. Почему он так называется?
- Еще его можно назвать дневной сон. Почему?
- Вы проснулись, пополдничали, понемногу поиграли, тут и родители за вами пришли. Вы выходите на улицу и видите, что уже не так светло, как днем. Наступает (вечер). Можно сказать: вечереет. Солнышко уходит спать. Какого цвета небо тогда? (Фиолетового – при этом воспитатель показывает детям круг соответствующего цвета.)
- Вы всей семьей садитесь кушать. Как назвать еду вечером? (Ужин.)
- Вот и все. День окончен. Мама читает вам сказку перед сном, и вы ложитесь спать. Наступает (ночь). Какого цвета небо? (Черного – при этом воспитатель показывает детям круг соответствующего цвета.)
- Что будет после ночи?
- Что идет после утра (дня)?
- А теперь вы можете мне сказать, что вам напоминают эти круги черного, серого, голубого и фиолетового цвета.
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
Руки в стороны, в кулачок,
Разожми - и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожми - и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разожми – и на бочок.
Работа с пособием (с.36, задание 2)
- Кто нарисован на первой картинке?
- Чем мальчик занимается?
- Как вы думаете какое на картинке время суток?
- Почему вы думаете, что это ночь?
- Как вы думаете, все ли правильно на этой картинке?
Аналогично надо поработать и со второй картинкой.
Воспитатель показывает детям несколько кругов одинакового размера черного, серого, голубого и фиолетового цвета.
- Как вы думаете, каким кружком мы можем обозначать ночь? (Черным.)
- Раннее утро? (Серым.)
- Середину дня? (Голубым.)
- Вечер? (Фиолетовым.)
Дети садятся за столы. У каждого – набор кругов. Воспитатель начинает рассказ, по ходу которого дети должны поднимать тот или иной круг.
- Саша проснулся и открыл глаза.
Дети могут поднять и серый круг(утро), и голубой (день).
- Он позавтракал.
- Маша с мамой идут по улице из сада.
- Дети моют руки перед едой.
- Сережа ложиться спать.
- На небе сияет солнце.
- На улице идет дождь (снег).
- Юля идет в сад.
- Светят луна и звезды.
- Брат с сестрой чистят зубы.
- Дети едят щи.
Каждое действие обсуждается. Например, щи едят во время обеда, а обед бывает днем. Руки нужно мыть перед каждой едой, а едят люди и утром, и днем, и вечером.
Подведение итога занятия
Работа с пособием (с. 35)
- Если вам скажут, что ребенок спит, сможете ли вы сказать, утро ли сейчас, день, вечер или ночь? (Нет, потому что спать можно в любое время суток).
- Если вам скажут, что ваши друзья завтракают (обедают, ужинают),вы можете сказать, какое сейчас время суток?
Предложите детям рассмотреть рисунки.
- Расскажите, что вы видите на каждом рисунке, и скажите, когда такое бывает.
Для закрепления данного материала мы изготовили волшебный будильник.
Он представляет из себя круг, разделенный на 4 части. Каждая часть своего цвета – черная, серая, голубая и фиолетовая. Посередине круга – стрелка.
В течение дня дети самостоятельно передвигали стрелку и объясняли, почему они это делали.

Литература:
1. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, И. В. Маслова, Ю. И. Наумова, Ю.А. Акимова, И. К. Белова, М. В. Кузнецова «Здравствуй, мир!» Методические рекомендации к образовательной программе познавательного развития детей дошкольного возраста (основная образовательная программа «Детский сад 2100»).
2. Е. Е. Кочемасова, И. К. Белова, А. А. Вахрушев. Учебное пособие «Здравствуй, мир!» (ООО Баласс, 2016). Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3 – 4 года).
3. «Хрестоматия для дошкольников» (т.1, М., 1997).

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X