Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Пономарева Наталья Васильевна

Парциальная программа по обучению грамоте «Скоро в школу»

скачать документ

Вернуться назад

Парциальная программа по обучению грамоте «Скоро в школу» Пономарева Наталья Васильевна,учитель-логопедвысшей квалификационной категорииЗайцева Олеся Сергеевнаучитель-логопедпервой квалификационной категорииСеверодвинск 2018г.Пояснительная запискаАктуальностьВ настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются:Возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.В последнее десятилетие увеличилось число детей с отклонениями в речевом развитии. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму в школе такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат – плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в 5-7летнем возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.Кроме того, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.Рабочая программа разработана в соответствии с:Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.,Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждённого приказом МОиН РФ № 1155 от 17 октября 2013 г.,СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».Парциальная программа (далее – Программа) является целевым ориентиром дополнительной образовательной услуги кружок «Скоро в школу» (обучение грамоте), определяет содержание и объём образовательной деятельности.Программа предназначена для детей 6-7 лет.Форма работы: групповая.Продолжительность занятий – 30 минут.Принципы построения программного содержания:От простого – к сложному.Доступность содержания программного материала.Систематичность и последовательность программного материала.Учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.Дифференцированность обучения.Обучение с опорой на «зону ближайшего развития» детей.Содержание Программы разработано с учётом преемственности дошкольного и начального общего образования:знакомство со звуком ибуквой;характеристика звука;изучениеаккустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к определённой группе (гласные – согласные, звонкие – глухие, ударные – безударные);чтениеслогов, слов;выделение звука в слове;обучение приёмам узнавать, различать и выделять отдельные звуки;выполнение заданий на классификацию;игры со словами (разгадывание загадок, шуток, чтение слов в разных направлениях);составление цепочки слов, поиск ошибок в тексте;пальчиковые игры;анализ и синтез графических букв;подготовка руки к письму (штриховка, раскрашивание, обведение шаблонов, печатание элементов букв, выкладывание букв из различных материалов).В содержании программы заложена возможность реализации следующихпсихолого – педагогических технологий: коррекционных,развивающих,игровых, технологии личностно-ориентированного подхода, педагогического диагностирования, информационно-коммуникационных технологий. Цели и задачи программыЦель Программы: Создание предпосылок для успешного обучения грамоте детей в школе.Задачи данной программы:1. Ознакомление детей со звуковой стороной слова. Обучать детей звуковому анализу слов.Формировать умение различать звуки по количественному звучанию в слове.Усвоить смыслоразличительную роль звука в слове.Развивать умение называть слова с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слов.Учить обследовать звуковую структуру слова.Научить детей пользоваться звуковой схемой слова.Научить ребёнка различать звуки: гласные, согласные, твёрдые, мягкие, глухие, звонкие. 2. Ознакомление со слоговым строением слова. Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять ударный слог.3. Ознакомление со словесным составом предложения. Научить ребёнка различать на слух слова в предложении, указывать количество слов в предложении, их последовательность, строить предложения по заданной схеме. 4.Повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря.5.Совершенствовать грамматический строй речи.6. Развивать связную речь.7.Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию.8.Развивать психологические процессы.9.Развивать графомоторные навыки.10.Формировать навык самоконтроля.Методыработы:а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций успеха);в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).Структура и форма проведения занятий:Эффективность работы определяется четкой организацией детей впериод их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня. Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами инормами»: 25- 30 минут – подготовительная группа (6 – 7 лет).Учебный планОбучение грамотеформа проведенияколичество занятий в годколичество занятий в неделюфронтальная25 занятий1 занятиеСодержание занятий:1.Звуки:- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, ударный гласный звук, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;- звуковой анализ состава слогов и слов;- чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.2.Слоги:- понятие «слог», слоговой анализ слов;- подбор слов на заданное количество слогов;- выделение в словах первого и последнего слогов;- подбор слов на заданный слог;- составление прямых и обратных слогов.3.Слова:- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;- последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.4.Предложение:-знакомство с понятием «предложение»;-дифференциация понятий «слово – предложение», «предложение – не предложение»;-работа с деформированным предложением;-интонационная законченность.5.Буквы:- знакомство с буквами;- дифференциация понятий «звук» и «буква»;- согласные и гласные буквы;- соотнесение букв и звуков.В структуре занятий выделяются следующиеэтапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия. Ожидаемые результатыДети подготовительной к школе группы должны знать и уметь:различать понятия «звук» и «буква»;буквы русского алфавита;называть звуки и слоги в словах;находить слова с определённым звуком;определятьналичие и место заданного звука в слове;проводить звуковой анализ слова;определять количество слогов в слове, ударный слог;обводить контуры, аккуратно заштриховывать фигуры;правильно держать ручку, карандаш;классифицировать, сравнивать, находить простейшие закономерности, строить умозаключения;взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.Используемая литература:Бородич А.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.Волика В.В. Веселая грамматика. – М. : Знание, 1995.Журова Л. Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста// вопросы психологии. №3-1963.Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников – М.: 1963.Журова, Воронцова «Обучение дошкольников грамоте», М., 2001.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2004.Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи:Пособие для логопедов и родителей. – СПб: Дельта, 1997.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999.Ткачева Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии. № 4/19.Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. Москва: «ЭГСИ», 1999.Швачкин Н.Х. Фонематическое развитие детской речи. – М.: Просвещение, 1961.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X