Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Соснина Татьяна павловна

Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка – дошкольника

скачать документ

Вернуться назад
«Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка – дошкольника»

Автор статьи: Соснина Татьяна Павловна
Учитель-логопед
МАДОУ «ГАРДАРИКА» г. Перми

Важное значение в возникновении у детей игры особого рода театрализованной имеет сюжетно – ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Таким образом, именно сюжетно – ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра. Оба вида игры развиваются параллельно, но с/р игра достигает своего пика у детей 5-6 лет, а театрализованная у детей 6-7 лет.

Исследователи отмечают близость с/р и театрализованной игры. В с/р игре дети отражают впечатления, полученные из жизни, а в театрализованной игре из готового источника (литературно – художественного). В с/р игре инициатива детей направлена на создание сюжета, а в театрализованной на выразительность разыгрываемых ролей. Деятельность детей в с/р игре является ориентировочной и не может быть представлена для показа зрителю, а в театрализованной игре действие может быть показано зрителю: детям, родителям. Не секрет, что многие дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве, у них недостаточно развита познавательная деятельность, наблюдается нарушение грамматического строя речи, незрелость эмоционально – волевой сферы. Дети склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость. Детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности. И, как показывают практические наблюдения, особая роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:
приобщать детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении взрослых.
Чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяют детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребёнок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре.
Педагог должен осознано выбирать художественное произведение для работы. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение, направленное на артистичность, искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для детей образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.
Огромную роль в осмыслении познавательного эмоционального материала играют иллюстрации.
При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей изображенных на картинах. («Что с ним? Почему он плачет?» и т. д.)
При организации игр можно использовать фланелеграф (особенно на начальных этапах). Так, особенно эффективно использовать фланелеграф для составления сезонных сказок: например, на небе появилась тучка, из нее сыплются сестрички – снежинки, они покрывают землю белым пушистым покрывалом. Можно использовать настольный театр кукол, в котором четко фиксируются различные ситуации. Особенно много сценок можно разыграть с куклами бибабо.
Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов).
Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе родителей.
Рекомендуемые формы работы с родителями: проведение досугов, тематических вечеров «Любимые сказки», «Театральные встречи», бесед, консультаций, домашнее сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов.

Социально – психологические особенности детей дошкольного возроста включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающюю потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую –либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т.д.
В группе для детей 2-4 лет дожжен быть уголок ряжения и игрушки – животные для театрализации сказок. В группе детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а так же разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям. В целях учета поло – ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.
Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.

А я хочу ещё сказать о том, что участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.
Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок – игр. В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становиться интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои.

Полезно использовать любые моменты в жизни группы не только на занятиях, но и в свободное время, для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро и т.д.) Так у детей развивается мелодико – интонационная выразительность, плавность речи. Происходит развитие различных анализаторов, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи.
Театрализованная деятельность включает игры и
упражнение на развитие игрового поведения, эстетического чувства, коммуникативных навыков, уверенности в себе, творческих способностей, произвольности поведения, а так же игры, развивающие внимание, память, наблюдательность, упражнения на развитие свободы речевого аппарата и дыхания, умение владеть силой голоса, разнообразной интонацией и правильной артикуляции, а так же словесные игры на развитие связной речи, творческой фантазии.

Упражнения работы над темпом и выразительностью речи :
В медленном темпе перечисляйте дни недели, месяцы и т.д.
В медленном темпе счет до 15, 19 и в обратном порядке ( счет зависит от возраста)
Назвать как можно больше женских имен, названий птиц, посуду, игрушки и т.д.
Совместное проговаривание слов, фраз в медленном, быстром темпе.
Слушать ускоренный текст, а повторять медленно.
Громкое чтение текста ( текст зависит от возраста)
Чтение текста с одновременным отстукиванием
( начинаем со стихотворного текста)
8.Чтение не ритмичных текстов (Катя пошла гулять)
9. Ритмичное чтение текстов с разной эмоциональной окраской. ( грусть, злость, радость)
10. Совместное пение русских народных песен.

Театрализованная деятельность детей является огромным стимулом для развития и совершенствования речи, так как помогают развивать связную речь, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной, чистой и правильной.
Актер театра должен четко произносить текст, но и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи). Таким образом в театрализованных играх решаются очень важные задачи коррекционно-воспитательной работы.

В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуются их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность рече–двигального
анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения.
От игре к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.
Итак, театрализованная игра – один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!


Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
В процессе театрализованной игры расширяется и углубляются знания детей об окружающем мире;
Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мысленные операции;
Развивается эмоционально – волевая сфера;
Происходит коррекция поведения;
Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста за счет комплексного аффективно-коммуникативного воздействия.
Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.




Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X