Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Клюшник Оксана Леонидовна

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

скачать документ

Вернуться назад

Клюшник Оксана Леонидовна, учитель, МБОУ «Североморская школа полного дня»ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯМБОУ «Североморская школа полного дня» одно из учреждений города реализующее идеи инклюзивного образования. В школе обучаются 187 человек. В общеобразовательных классах: 71 человек - дети с нормой развития; 35 человек – дети с нарушениями речи, задержкой психического развития, слабовидящие (1), слабослышащие (1). В коррекционных классах: 47 человек – учащиеся с легкой степенью умственной отсталости; 18 человек – учащиеся с умеренной умственной отсталостью; 41 человек – дети-инвалиды; 4 человека – дети, находящиеся на семейной форме получения образования.Психологическое сопровождение образовательной деятельности детей с ОВЗ строится в рамках модели сопровождения, в основе которой лежит системный подход, предполагающий создание комплексной интегративной психолого-социально-педагогической системы помощи и поддержки всем участникам образовательного процесса, основанной на принципах гуманизма.Основная цель психологического сопровождения детей с ОВЗ: выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации воспитанников.Реализация цели раскрывается в виде системы ключевых задач:Проведение дифференциальной психологической диагностики обучающихся, воспитанников, направленной на выявление психологической структуры нарушения, определения сохранных зон развития;Проведение скрининговой диагностики детей на переходных этапах развития, в проблемных ситуациях для выделения потенциальной группы риска, выявление проблем адаптации воспитанников в школьной среде;Разработка и реализация маршрутов индивидуального психо-коррекционного сопровождения детей с особыми нуждами, согласованного с учебным процессом, психологической структурой развития ребенка (с учетом зоны ближайшего развития);Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе;Организация взаимодействия с педагогами по развитию когнитивных функций, эмоционально-волевой сферы, коррекции поведенческих проблем;Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей через просветительскую и консультативную работу.Основные направления деятельности по сопровождению детей с ОВЗ: психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическая профилактика, психологическое просвещение, психологическое консультирование. Основой для построения работы является психологическая диагностика, целью которой является получение сведений об уровне интеллектуального и об особенностях психического развития детей; выявления индивидуально-психологических особенностей для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода; оценки динамики психического развития для определения эффективности методов, содержания и средств коррекционно-развивающей работы. В работе применяется комплекс компьютерной психодиагностики и коррекции Effecton Studio, автоматизированное рабочее место педагога-психолога Psychometric Expert. Результаты диагностики фиксируются в картах динамического наблюдения каждого обучающегося. Данные диагностики являются основой реализации индивидуального и дифференцированного подхода при планировании коррекционно-развивающей работы, а мониторинг психологического развития (проведение диагностических срезов в начале и в конце учебного года) позволяет определить эффективность психокоррекции, наметить дальнейший маршрут психологического сопровождения.Коррекционно-развивающая работа является доминирующим видом деятельности и ориентирована на познавательную, эмоционально-личностную, мотивационную и социальную сферу жизни детей. Коррекционная работа проводится по рабочим программам, разработанным на основе модифицированных и авторских программ, программы имеют рецензии МОИПКРОиК.Реализуемые коррекционные курсыНазваниеЦельАвтор, исходные данные программы«Развитие психомоторики и сенсорных процессов», 1-4 классыНа основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.С.А. Поломошнова, А.И.Ильин Утверждена директором МСКОУ СКОШИ О.Л. Клюшник 05.09.2005г., рецензия МОИПКРОиК, рецензент к.п.н. Лукина А.В.«Игра, игротерапия» для детей с умеренной степенью умственной отсталости, 1-4 классыФормирование у детей основных компонентов игровой деятельности.С.А. ПоломошноваУтверждена директором МСКОУ СКОШИ О.Л. Клюшник 20.09.2007г., рецензия МОИПКРОиК, рецензент к.п.н. Ткач Н.Ф.«Психологический практикум» для детей с умеренной степенью умственной отсталости, 7-9 классы, 10-12 классыУчитывая индивидуальные психофизические возможности проводить максимальную коррекцию имеющихся у детей недостатков развития.С.А. ПоломошноваУтверждена директором МСКОУ СКОШИ О.Л. Клюшник 20.09.2007г., рецензия МОИПКРОиК, рецензент  к.п.н. Ткач Н.Ф.В работе с детьми с ОВЗ (по рекомендации ТМППК) реализуются индивидуальные коррекционно-развивающие программы.Работу на коррекционных занятиях выстраивается в соответствии со структурой и характером нарушений и их влияния на деятельность обучающихся. При планировании занятий учитывается анализ педагогической, медицинской, психологической информации. Особое внимание уделяется коррекции имеющихся у обучающихся специфических нарушений, коррекции личности в целом.Для обучающихся создана предметная развивающая среда, способствующая эффективной организации коррекционно-развивающей работы. К ней относятся дидактические и сенсорно-стимулирующие игры и пособия по развитию сенсорных и когнитивных процессов. По курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» применяется учебно-методический комплект, включающий картотеку коррекционных игр и упражнений по развитию познавательных способностей, разноуровневые задания, раздаточный дидактический материал. С целью оказания помощи обучающимся имеющим проблемы в психическом, физическом и эмоциональном развитии, обеспечения полноценного психического и личностного развития детей, в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями в в школе создана сенсорная комната. Основные направления работы, которые реализуются сенсорной комнате: Дыхательная гимнастика, мышечная релаксация, игровые занятия на развитие эмоциональной сферы детей, занятия на развитие сенсорно-моторных ощущений. В учреждении имеется шунгитовая комната, в которой в качестве отделочного материала использован природный, карельский минерал шунгит. Он обладает целебными свойствами и предназначен как для общего оздоровления воспитанников имеющих заболевания бронхо-легочной системы, так и в качестве профилактики – массаж рефлексогенных зон. Сеансы в шунгитовой комнате позволяют нормализовать эмоциональное состояние детей с ОВЗ, способствуют снятию психо-эмоциионального напряжения.По итогам внутришкольного мониторинга обучающиеся показывают положительную динамику результатов освоения коррекционно-развивающих программ.Динамика показателей развития психомоторики и сенсорных процессов(дети с ОВЗ)Учебный год1 класс2 класснизкаясредняявысокаянизкаясредняявысокая2014-201532,8%44,8%22,4%2015-201640%40%20%23,6%41%35,4%Учебный год3 класс4 класснизкаясредняявысокаянизкаясредняявысокая2012-201337,5%37,5%25%2013-201425%37,5%37,5%32,8%44,8%22,4%2014-201538,4%44,8%16,8%35,4%41%23,6%2015-201623,6%41%35,4%35,4%41%23,6%Результаты работы по программе «Психологический практикум» Учебный годНаблюдается положительная динамика Эмоционально-личностная сфераКоммуникативная сфераКогнитивная сфера2012-201354,6%54,6%45,5 %2013-201436,4%54,6%36,4 %2014-201527,3%63,7%27,3 %2015-201627,3%63,7%27,3 %Сенсорная комната создана с целью оказания помощи обучающимся имеющим проблемы в психическом, физическом и эмоциональном развитии, обеспечения полноценного психического и личностного развития детей, в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями. Основные направления работы, которые реализуются сенсорной комнате: Дыхательная гимнастика, мышечная релаксация, игровые занятия на развитие эмоциональной сферы детей, занятия на развитие сенсорно-моторных ощущенийВ учреждении имеется шунгитовая комната, в которой в качестве отделочного материала использован природный, карельский минерал шунгит. Он обладает целебными свойствами и предназначен как для общего оздоровления воспитанников имеющих заболевания бронхо-легочной системы, так и в качестве профилактики – массаж рефлексогенных зон. Сеансы в шунгитовой комнате позволяют восстановить иммунный и энергетический статус при синдроме хронической усталости.Профилактическая работа включает в себя работу адаптации обучающихся с ОВЗ при переходе на новый уровень образования. В работе по данному направлению реализуются следующие программы и программные комплексы: «В первый класс – первый раз» (авт. С.И.Семенака), «Учусь учиться» (авт. Т.А.Князева), «Хочу дружить со школой» (авт. Н.Л. Сомова), «Первый раз в пятый класс!» (авт. Е.Г.Коблик). По итогам внутришкольного мониторинга обучающиеся показывают стабильную положительную динамику результатов освоения программ социально-психологической адаптации при переходе на новый уровень образования. Другим направлением профилактической работы с детьми с ОВЗ является работа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения, суицидального поведения.Если в начальной школе, в рамках психологического сопровождения детей с ОВЗ акцент ставится на коррекционно-развивающей работе, то в среднем и старшем звене преобладает консультативная работа психолога. Учащимся оказывается консультативная помощь по проблемам межличностных взаимоотношений со сверстниками, родителями, педагогами, нормализации психоэмоционального состояния, вопросам профориентации и другим вопросам.Психологическое просвещение ориентировано не только на школьников, но и на родителей детей с ОВЗ. С 2016г. проводится родительский всеобуч. Для родителей разработаны буклеты, памятки, методические рекомендации по темам: «Наказание и поощрение», «Наказание: польза и вред» «Семья как профилактический потенциал личности», «Типы семейного воспитания и их последствия»; «Как помочь ребёнку стать ответственным», «Родителю от ребёнка» и др. Таким образом, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования рассматривается как деятельность, направленная на развитие и оптимальное включение ребенка с особыми образовательными потребностями в образовательную среду, взаимодействие с другими учениками. В целом психологическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих профилактических, организационных и просветительских технологий.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X