Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Харионовская Лариса Львовна

Методическая разработка программы по изобразительной деятельности «Волшебная кисть»

скачать документ

Вернуться назад
ДОП-ДОП программа по изобразительному искусству «Волшебная кисть»
Харионовская Лариса Львовна
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей № 9»
г. Сыктывкар
Педагог дополнительного образования


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Живопись - это одно из главных видов изобразительного искусства, передающих разнообразное многоцветие окружающего мира.
Рисунок - это изображение, выполненное от руки, на глаз, с помощью графических средств.
В данной программе на первом месте идет изучение, приобретение основных практических навыков в области живописи и рисунка. Это процесс интересный и сложный, связанный с развитием таких качеств, как наблюдательность, зрительная память, чувство формы, линии и цвета. Овладение выразительными средствами требует повышенного внимания, сосредоточенности, упорства и трудолюбия.
А так же развитие способности воспринимать и ощущать прекрасное, научить ребят выражать свои мысли и чувства при помощи разнообразных художественных средств и приемов, познакомить ребят с декоративно – прикладным искусством России и Республики Коми. Осваивать основы построения общей и специальной композиции с учетом использования национальных мотивов орнамента Республики Коми и России.
Благодаря этому у детей будет развиваться творческое самовыражение, эстетическое начало, художественный вкус, индивидуальный стиль.
Актуальность программы обусловлена утратой связей с культурно–нравственным, все возрастающем дефицитом культурно–этических основ в воспитании молодежи.
Образовательная ценность программы заключается в возможности применить знания по истории, искусству, культуре родного края на практике.

Цели и задачи:
Цель: научить детей простым навыкам рисования через приобщение к изобразительному искусству и декоративно–прикладному творчеству народов России и Коми края.
Задачи:
Обучающие:
Сформировать умение работать с различными художественными материалами.
Научить навыкам самостоятельного построения композиции.
Изучение народных промыслов (художественной росписи) Коми края.
Развивающие:
Развитие художественного восприятия, адекватного отношения к произведениям разных видов искусства.
Развивать познавательный интерес, желание учиться и создавать новые интересные работы.
Воспитательные:
Воспитание этического отношения к изобразительному искусству
Воспитать уважение к народным промыслам Коми края.



Характеристика программы:
Тип: дополнительная образовательная программа.
Вид: модифицированная.
Направленность: художественно – эстетическая.
Форма освоения: учебные занятия, выставки.
Классификация:
По сложности – многоуровневая
По возрастному признаку – разновозрастная
По масштабу деятельности – учрежденческая
По времени – 3 года
По характеру деятельности – развивающая художественную одаренность, направленность на выявление и развитие одаренности.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

1. Кружок организован в 2015 году на базе МУДО «ЦДОД № 9».
2. Состав учащихся постоянный.
3. Набор учащихся осуществляется в начале учебного года. В сентябре идет запись всех желающих заниматься в кружке.
4. Занятия проводятся поурочно. Первая группа - 15 человек, вторая – 12 человек, третья - 10 человек. Всего в группах занимается - 37 человек.
5. Одно занятие идет 40 мин., перемена 10 мин. Перерыв между занятиями – 15 мин.
6. Далее дети переводятся на следующий год обучения, по результатам и выполнению программы. Программа рассчитана на 3 года обучения. Условием перевода на следующий год обучения является освоение программы. Основанием для отчисления являются многочисленные пропуски, пропуски по состоянию здоровья.

По окончанию программы, обучающиеся:
Должны знать:
Народные промыслы России и родного края, историю их возникновения и развития.
Творчество художников и мастеров.
Произведения основных видов изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, графика, портрет).
Должны уметь:
Использовать выразительные возможности художественных материалов (карандаши, акварель, пастель, гуашь и т.д.) в процессе выполнения творческих работ.
Выполнять наброски с натуры, по представлению.
Оформление своих работ на выставку, в альбом.
Воплощать идею (свое представление о мире) художественной мысли в рисунке, в плакате, в изделие декоративно – прикладного творчества.
Итог обучения, по данной образовательной программе, проводится в виде экспозиции, по темам этой программы, по выбору ребенка.

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1. Вводное занятие (0,5часа).
Теоретическое занятие: Знакомство с детьми. Знакомство с программой, ее целями. Правилами поведения. Техника безопасности.
2. Материалы и инструменты (0,5часа).
Теоретическое занятие: Ознакомление с материалом, инструментами. Правильное использование инструментов (0,5 часов).
3. П.К.: проверка знаний ТБ (1 час).
4. Ознакомление с жанрами и видами искусства (1 час)
Теоретическое занятие: Виды: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура и их понятия. Жанры: пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой, исторический, батальный и их понятия (1 час).
5. Линии и формы (1 час).
Теоретическое занятие: Виды линий, плоские и объемные формы (0,5 часа).
Практическое занятие: Зарисовка линий и их форм (0,5 часа).
6. Знакомство с цветом (2 часа).
Теоретическое занятие: Символика цвета. Ахроматические и хроматические цвета. Смешение цветов. Спектральные цвета. Хроматический контраст (1час).
Практическое занятие: Их зарисовка (1 час).
7. Композиционная система измерения. Понятия о композиционном центре(1час).
Теоретическое занятие: Композиция рисунка (определение). Геометрический центр формата листа. Композиционный центр (0,5часа).
Практическое занятие: Рисунок вазы (0,5 часа).
8. Ознакомление с перспективой. (1 час)
Теоретическое занятие: Перспектива: линейная; воздушная. Основные ее закономерности (0,5 часа).
Практическое занятие: Зарисовка плана пейзажа (0,5часа).
9. Штриховка (1 час).
Теоретическое занятие: Виды штриховок: горизонтальная, вертикальная, по диагонали (с лева, права), перекрестная, по кругу (0,5 часа).
Практическое занятие: Зарисовка штриховок (0,5 часа).
10. Свет, тень и ее закономерности (1 час).
Теоретическое занятие: Понятие о светотени, свете, тени, полутени, рефлексе, блике и т.д. (1 час).
11. П.К.: Проверить знания: о жанрах и видах искусства, о цвете, о линейном рисунке (1 час).
12. Натюрморт (1 час).
Теоретическое занятие: Понятие о натюрморте. Виды натюрморта (0,5часа).
Практическое занятие: игра с репродукциями - раскладка по видам (0,5 часа).
13. Натюрморт цветов (6 часов).
Теоретическое занятие: Виды цветов. Их строение. Группы стеблей, листьев; головок цветов. Строение головок цветка и их разнообразие (1 час).
Практическое занятие: Зарисовки листьев цветов, орнаментные зарисовки растений. Букеты цветов (5 часов).
14. Натюрморт овощей (7 часов).
Теоретическое занятие: Виды овощей. Сходство с формами. Конструкция овощей. (1 час)
Практическое занятие: Рисунок овощей в карандаше и красках: огурец, морковь, картофель, перец, помидор, капуста, натюрморт овощей (6 часов).
15. Натюрморт фруктов (7часов).
Теоретическое занятие: Виды фруктов. Сходство с формами. Конструкция фруктов. (1час)
Практическое занятие: Зарисовки фруктов в карандаше и красках: банан, яблоко, груша, виноград, натюрморт из фруктов.(6 часов)
16. Натюрморт предметов быта (5 часов).
Теоретическое занятие: Ознакомление с предметами быта, их формы, пропорции, композиционное расположение (1 час).
Практическое занятие: Рисование предметов быта: вазы, чашки, кружки, тарелки, чайника (4 часа).
17. ПК: Проверка об основах композиции и предметов быта. Основные геометрические формы. Композиция рисунка. Итоговая работа по теме «Натюрморт» (2часа).
18. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством (1 час).
Теоретическое занятие: Виды декоративно-прикладного искусства (1 час).
19. Хохлома (14 часов).
Теоретическое занятие: История зарождения росписи. Техника изготовления изделий. Виды хохломской росписи (1 час).
Практическое занятие: Зарисовки: травка (капелька, мазок, завиток, стебель). Элементы (листок, цветок, ягода), узор в полосе, узор в кругу, узор в квадрате, узор на вазе, композиционная работа (13 часов).
20. «Пас-знак» - родовая мета (10 часов).
Теоретическое занятие: История возникновения Коми орнамента (1 час).
Практическое занятие: Изображение «пас-знаков»: меток, на поясе, на малице, на переднике. Итоговая работа (9 часов).
21. Составление композиции по росписи (5 часов).
Теоретическое занятие: Подготовка к итоговой работе. Выбор темы, наброски, прорисовка карандашом, в цвете (1 час).
Практическое занятие: Выбор темы, наброски, прорисовка карандашом, в цвете. Заключительная работа. Составление собственной композиции по любой из пройденных росписей. Подготовка к итоговой работе. Выбор темы, наброски, прорисовка карандашом, в цвете (4 часа).
22 П.К.: Итоговая работа (3 часов). Работа на любую пройденную тему по плану 1 года обучения. Правильность составления композиции. Использование знаний, приобретенных за 1 год обучения.
Теоретическое занятие: Подготовка к итоговой работе. Выбор темы, наброски, прорисовка карандашом, в цвете (1 час).
Практическое занятие: Выбор темы, наброски, прорисовка карандашом, в цвете (2 часа).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1. Вводное занятие (3 часа).
Теоретическое занятие: Ознакомление с программой. Повторение правил поведения и техники безопасности. Правила работы с инструментами (3 часа).
2.П.К.: Повторение и закрепление 1-го года обучения (3 часа).
Теоретическое занятие: Повторение о цвете, построение композиции, светотень, линейного рисунка (1 час).
Практическое занятие: Смешение красок и цветов. Виды хохломской росписи. Элементы коми орнамента (2 часа).
3. Насекомые (18 часов).
Теоретические занятия: Виды и строение насекомых (1час).
Практическое занятие: Конструирование, наброски, зарисовки карандашом и красками различных насекомых (17 часов).
4. Птицы (15 часов).
Теоретическое занятие: Виды и строение птиц (1 час).
Практическое занятие: Наброски. Изображение разных видов птиц карандашом и красками (14 часов).
5. ПК: Проверка знаний об изображении насекомых и птиц (3 часа).
6. Животные (24 часа).
Теоретическое занятие: Виды животных. Строение, конструкция, разнообразие животных (1 час).
Практическое занятие: Зарисовки карандашом, красками. Зарисовка животных в движении (23 часа).
7. ПК: Проверка знаний об изображении животных (3 часа).
8. Простые пейзажи (3 часа).
Теоретическое занятие: Понятие пейзажа Виды пейзажа (1 час).
Практическое занятие: Игра, по определению видов пейзажа, с репродукциями (2 часа).
9. Небо, облака (6 часов).
Теоретическое занятие: Многообразие форм и цветовых нюансов. Разнообразие от времени года, суток, погоды (1 час).
Практическое занятие: Рисование пейзажей: закат; голубое небо (5 часа).
10. Пейзажи смены дня и ночи (24 часа).
Теоретическое занятие: Цветовое изменение пейзажа от времени суток (1 час).
Практическое занятие: Рисование пейзажей в различном времени суток (день; ночь; утро; вечер) (23 часа).
11. Пейзажи смены времен года (21 часов).
Теоретическое занятие: Цветовое изменение пейзажа от времени года (1 час).
Практическое занятие: Рисование пейзажей в различном времени года (зима; весна; лето; осень) (20 часов).
12. Море и морские виды (15 часов).
Теоретическое занятие: Передача пространства, ощущение энергии. Разнообразие от времени года и других факторов (1 час).
Практическое занятие: Зарисовки воды; рисование пейзажей (закат на море; море волнуется; плывущий караван) (14 часов).
13. Дома, дороги (21 час).
Теоретическое занятие: Разнообразие домов (стиль, архитектура). Перспектива дороги (1 час).
Практическое занятие: Рисование: дороги, избы, городского дома, театра, школы, замка и зарисовка дома в котором хотел бы жить ребенок (внешний дизайн) (20 часов).
14. Городские и сельские виды (15 часов).
Теоретическое занятие: Изображение городского и сельского вида. Разнообразие сюжетов. Архитектура (1 час).
Практическое занятие: Рисование пейзажей на темы: ночной город, утро в деревне, поход в цирк, вечером у театра, сказочный дворец. (14 часов)
15. ПК: Проверка знаний о пейзаже. Понятие «пейзаж». Виды «пейзажа». Линейная перспектива. (3 часа).
16. Мезенская роспись (15 часов):
Теоретическое занятие: История, элементы, основные мотивы (2 часа).
Практическое занятие: Освоение детьми и прорисовка простых и волнистых линий, простых элементов, узоров в простой клетке, ленточном орнаменте, цветов и деревьев, оленей (13 часов).
17. ПК: Проверка знаний о Мезенской росписи. История Мезенской росписи. Элементы Мезенской росписи (3 часа).
18. Итоговая работа за год (21 час).
Теоретическое занятие: подготовка к итоговой работе: выбор темы, выставка работ и подведение итогов (1 час).
Практическое занятие: наброски, прорисовка карандашом и в цвете (20 часов).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1. Вводное занятие (6 часов).
Теоретическое занятие: Ознакомление с программой. Просмотр и анализ рисунков. Повторение правил поведения, техники безопасности (6 часов).
2. ПК: Повторение и закрепление пройденного материала за прошлый год (6 часов).
Теоретическое занятие: Проверка знаний по темам второго года обучения. История Мезенской росписи Понятие о «пейзаже». Его виды (2часа).
Практическое занятие: Строение насекомых, птиц, животных. Элементы Мезенской росписи (4 часа).
3. Гжельская роспись (30 часов).
Теоретическое занятие: История, элементы росписи, основные мотивы (1 час).
Практическое занятие: точки и прямые линии, бордюры, капелька, мазок, цветочки, роспись птицы, роспись рыбы, роспись блюда, роспись чашки и их зарисовка (29 часов).
4. ПК: Проверка усвоенного материала по гжельской росписи. Элементы росписи. Основные мотивы (3 часа).
5. Пижемская роспись (21 часов).
Теоретическое занятие: Ознакомление. Составление композиции и закрепление (1 час).
Практическое занятие: точки и прямые линии, геометрические элементы, растительного характера, роспись ложки, роспись прялки, роспись панно (20часов).
6. ПК: Проверка усвоенного материала о Пижемской росписи. Элементы росписи. Основные мотивы (3 часа).
7. Фигура человека (27 часов).
Теоретическое занятие: Знакомство с пропорциями человека (1 час).
Практическое занятие: Наброски фигуры человека. Рисунок человека в одежде (карандашом, красками), наброски фигуры стоящего человека, рисунок сидящего человека, наброски человека в движении, рисунок человека в краске, рисунок спортсмена (26 часов).
8. Дети (24 часов).
Теоретическое занятие: Пропорции детей (1 час).
Практическое занятие: Зарисовки в движении позах. Работа в краске, зарисовка пропорций ребенка, зарисовка стоящего ребенка, сидящего ребенка, рисунок ребенка в движении, рисунок ребенка в разной одежде, дети играющие во дворе (23 часа).
9. Портрет (36 часов).
Теоретическое занятие: Пропорции головы, мимика лица. Профиль, анфас. (1 час).
Практическое занятие: зарисовки карандашом пропорций головы, зарисовка в анфас (карандаш), зарисовка в профиль (карандаш), зарисовка лица ребенка, зарисовка в профиль (в краске), зарисовка в анфас (в краске), рисование портрета с репродукции (35 часов)
10. Руки (12 часов).
Теоретическое занятие: Строение руки. Зарисовки кисти рук (1 час).
Практическое занятие: Зарисовки скелета кисти руки, зарисовка раскрытой руки, зарисовка кисть в кулаке, зарисовка руки, держащей предмет (11 часов).
11. ПК: Проверить знания о пропорциях человека. Пропорции взрослого человека. Пропорции ребенка. Пропорции лица (3 часа).
12.Итоговая работа по теме человек: (21 час).
Подготовка к итоговой работе, выбор темы, наброски, рисунок карандашом, наброски, прорисовка карандашом, рисунок в цвете.
13. Итоговая работа по теме человек: (15 часов)
Подготовка к итоговой работе, выбор темы, наброски, рисунок карандашом, наброски, прорисовка карандашом, рисунок в цвете
14. П.К.: Работа по всей программе обучения. На выбор ученика, по любой теме
работа (красками или карандашом) (9 часов).

К концу третьего года ребята должны знать и уметь:
Проявлять знания всего пройденного материала
Безошибочно излагать материал
Осознано излагать программный материал
Грамотно оперировать терминами, приводить примеры
Адекватно изображать конкретные образы
Грамотно владеть различными техниками изображения
Передавать движения, характер, образ.
Грамотно строить композиций
Правильно изображать элементы росписи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Стен Смит - Рисунок. Полный курс. Москва Внешсигма. Астрель-Аст, 2001г.
2. Барбара Айзенбарт - Полный курс акварели. Внешсигма. Аст. Москва, 2000г.
3. И.Т. Мосин Рисование -1 и Рисование - 2. У-Фактория. г. Екатеринбург, 2000г.
4. Энциклопедия рисования. Москва. «Росмэн», 2000г.
5. Ю.М. Кирцер «Рисунок и живопись». Москва, 2000г.
6. Уроки изобразительного искусства. Живопись. Москва. «Просвещение» " АО «Учебная литература», 1995г.
7. Светлана Корнилова и Александр Голанов - Уроки изобразительного искусства. Рольф. Москва, 2000г.
8. Наина Величко. Роспись, техники, приемы, изделия. Москва «АСТ - Пресс», 1999г.
9. В.А. Ватагин. Изображение животного. «Свароги К.». Москва, 1999г.
10. Уолт Рид. Фигура. Методика рисования и построения, «Попури». Минск, 2000г.
11. Луиза Гордон. Рисунок, техника рисования фигуры человека в движении. Москва. ЭКСМО, 2001г.
12. Берн Хогарт. Игра света и тени для художников. Тула «Родничок». Москва «Астрель». Издательство АСТ, 2001г.
13. Маргарита Михейшина. Уроки рисования для младших школьников 6 – 9 лет. «Литература» г. Минск, 1998 г.
14. Трофимова М.В.; Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. «академия развития» г. Ярославль, 1997 г.
15.Искусство вокруг нас. «Просвещение» г. Москва, 1998г.
16. Анна Мильборн. Как научиться рисовать животных. «РОСМЭН» г. Москва, 2002г.
17.Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. «Владос» г. Москва, 2002г.
18.Кузьмин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 3 -4 классы. (1,2 книга). «Дрофа» г. Москва, 2000г.
19.Сокольникова Н.М. Основы рисунка.1 часть. (5 -8 классов) «Титул» г.Обинск,2001г.
20. Живопись. «Просвещение» г.Москва, 1995г.
21.Емельянова Т.И. Золотая хохлома. «Интербук – бизнес» г. Москва,2001г.
22. Рабочие тетради по основам народного искусства. «Мозайка – Синтез» г. Москва, 2003г.

Заголовок 1 Заголовок 2

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X