Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Галямшина Нина Михайловна

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Дифференциация звуков С и Ш»

скачать документ

Вернуться назад

Галямшина Нина МихайловнаВоспитатель 1 квалификационной категорииЛГ МАДОУ ДСОВ №4 «Золотой петушок»г. Лангепас, Тюменская областьКонспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков С и Ш»Форма организации: групповое сюжетноеТип: интегрированное (интеграция образовательных областей «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы»).Тема: Дифференциация звуков С и Ш.Программное содержание:Упражнять детей в дифференциации звуков [с, ш]. Продолжать учить составлению небольших описательных рассказов по предметным картинкам и определять по описанию название предмета.Развивать пространственные представления, уточнять отношения (слева, справа, за, над, под, через и др.).Продолжать формировать коммуникативные навыки детей в умении выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками в процессе решения поставленной задачи.Методы и приемы:Методы, повышающие познавательную активность: Вопросы; Повторение; Решение логических задач.ПРИЕМЫ: прямое предложение; уточнение;положительная оценка. Методы, повышающие эмоциональную активность: Игровой; Сюрпризный момент. ПРИЕМЫ: Воображаемая ситуация;Методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности: Беседа; Переключение с одной деятельности на другую. Методы уточнения: Объяснение; Уточнение; Ситуация выбора; Оценка; Разъяснение; Оснащение и материалы:Мультимедийное оборудование;Презентация с картинками для описания;Презентация в программе SMART для интерактивной доски «Звуки потерялись»;Видео для артикуляционной гимнастики;Картинка – пазл (шоколада, разрезанная на части);Зеркала на каждого ребенка;Одноразовые бумажные салфетки по кол-ву детей;Таблицы, разделенные на клетки 3*3, фишки на каждого ребенка;Предметные картинки: лось, пылесос, груша, лошадь, редиска.Таблицы –домики и предметные картинки к ним со звуками С и Ш.Сюрпризный момент: шоколадки.Предварительная работа: чтение рассказов Носова «Новые приключения Незнайки»; знакомство с образом букв С и Ш; составление описательных рассказов;Вводная часть занятия:Ребята, Сиропчик приготовил вам сюрприз, но для того чтобы узнать что это, мы должны собрать пазл. На каждой части пазла будет задание, если мы правильно выполним все задания, узнаем, что же прислал нам Сиропчик. Задания будут очень сложные, чтобы все правильно выполнить мы немного разомнемся.Основная часть занятия:Артикуляционная гимнастика.Педагог предлагает посмотреть видеоролик артикуляционного упражнения, затем повторить упражнение перед зеркалом.Упражнения: «Вкусное варенье», «Расческа», «Парус», «Слон».После выполнения упражнений дети вытирают рот салфетками.Задание №1. «Угадайка» (педагог загадывает загадки)Я загадываю загадки, а вы сначала внимательно слушаете и, тот кто может дать ответ, поднимет руку, я буду знать что вы готовы отвечать. Сижу верхом,Не знаю на ком,Знакомца встречу,Соскочу — привечу. (Шапка) Кто я, догадайтесь сами.Везу зимою сани,Что легко скользят по снегу,Летом я везу телегу. (Лошадь)Он чудак или невежда?На любого посмотри:Сверху носится одежда.У него ж она внутри. (Шкаф)- Какой звук есть во всех отгадках? Произнесем его. Ш-ш-ш. Ну-ка, кто из вас ответит:Не огонь, а больно жжет,Не фонарь, а ярко светит,И не пекарь, а печет? (Солнце)Кто, от страха замирая,Прячет голову в песок,Хоть и птица — не летает,Но зато вполне высок. (Страус)На одной ноге стоит,На три стороны глядит,И три глаза разным цветом Помогают нам при этом. (Светофор)На какой звук начинаются отгадки? [С]. Найдите слово, в котором два звука С (страус).(После выполнения задания педагог открывает часть пазла)Задание 2 «Буквы потерялись» (на интерактивной доске задание для детей)- Дети, посмотрите внимательно на доску. Назовите, что вы видите на картинках (дети называют). Внизу, под картинками, буквы, назовите их (дети называют буквы С и Ш). Их надо протянуть к той картинке, название которой начинается на этот звук.Дети по приглашению педагога подходят к доске и выполняют задание.- Мы справились с этим заданием, значит, можем открыть еще одну часть пазла. Молодцы!Задание 3 «Муха»(работа с карточками)В этом задании используется игра из технологии Петерсона «Раз – ступенька, два – ступенька». В процессе выполнения этого задания у детей закрепляются пространственные отношения, развивается внимание, умение точно выполнять учебную задачу, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.- Ребята, Сиропчик проверяет, не заблудитесь ли вы, выполняя его задания.У каждого ребенка на столе таблица и фишки (мухи) красная и синяя. Дети передвигают фишки по клеточкам таблицы по инструкции воспитателя.ИнструкцияКрасная муха в левом нижнем углу; Затем она переместилась на клеточку вверх; На клеточку вправо; Перелетела в правый верхний уголок и решила отдохнуть; Синяя муха села под красную муху;Перелетела через клетку влево;Переместилась в левый нижний уголок;Красная муха села над синей мухой;Синяя перелетела за красную муху;Красная муха перелетела вверх на одну клеточку. - Молодцы, задание выполнено, открываем следующую часть картинки.Задание 4 «Смотри скорей, который час» (физкультминутка) Педагог приглашает детей выйти из-за столов на ковер. - Сиропчик предлагает вам отдохнуть, но не забывать о времени, мы должны успеть открыть все части пазла и собрать картинку.Смотри скорей, который часТик-так, тик-так, тик-так.Налево – раз! Направо – раз!Мы тоже можем так!Чтоб стать похожим на орла И запугать собак, Петух расправил два крыла…Мы тоже можем так. (Дети вытягивают руки, плавно поднимают и опускают их.)Пастух в лесу трубит в рожок – Пугается русак.Сейчас он сделает прыжок…Мы тоже можем так. (Дети приседают на корточки, поднимают руки к голове, вытягивают указательные пальцы, изображая заячьи уши, прыгают на месте.)Идет медведь, шумит в кустах,Спускается в овраг…На двух ногах, на двух руках.Мы тоже можем так. (Дети становятся на четвереньки, двигаются сначала в одну, потом в другую сторону.) Открываем еще одну часть картинки.Задание 5 «Узнай по описанию»(описание предметных картинок)Это задание из технологии развивающего обучения А.Г.Арушановой, Е.С.Рычаговой «Игры со звучащим словом». Оно ориентировано на детей, которые затрудняются в составлении рассказов. В процессе составления рассказов педагог уточняет, задает наводящие вопросы, следит за правильным построением рассказа. По приглашению воспитателя ребенок выходит к доске, выбирает картинку, не показывая ее другим детям, составляет небольшой описательный рассказ. Остальные по описанию должны узнать что это (картинки, в словах которых есть звуки Ш и С – лось, пылесос, лошадь, груша, редис). После отгадывания картинки выводятся на доске.Еще одну часть картинки мы можем увидеть!В зависимости от темпа работы детей, педагог может увеличить или уменьшить количество составленных рассказов.Задание 6. «Рассели по домикам» (работа в парах)Педагог раздает домики – таблицы, на которых изображены: буквы С – 1 этаж и буквы Ш -2 этаж; картинки, в названиях которых есть звуки [с], [ш]. - Дети, чтобы правильно расположить картинки по своим квартирам, вам нужно определить наличие в них звука С или Ш.Дети в парах расселяют картинки по квартирам. После выполнения задания дети парами меняются местами и проверяют правильность выполнения задания. Усложнение: добавляются картинки, в которых отсутствуют звуки С и Ш.Вот и с последним заданием вы справились! Пришло время открыть последнюю часть картинки (открывается последняя часть пазла).Итог занятия.- Ребята, мы правильно выполнили все задания Сиропчика и открыли все части пазла. Давайте, соберем картинку… Педагог приглашает двух детей, они собирают картинку.- Что это? Ну, конечно, Сиропчик большой сластена, и нам можно было догадаться, что он отправит нам что-нибудь сладенькое…Ох, как мне было сегодня интересно, а вам?- Какое задание было самым интересным?- Какое задание вам показалось самым трудным? - А в каком задании нужно было быть особенно внимательным? - Вы славно потрудились. Спасибо. Угощайтесь шоколадками от Сиропчика.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X