Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Ночвина Лада Анатольевна

Игра как средство формирования познавательной активности

скачать документ

Вернуться назад

«Игра как средство формирования познавательной активности» Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.К познавательным УУД относятся умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;   выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных  учебных задач.Одним из средств формирования познавательной активности является занимательность. Ещё К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания более продуктивным. Именно в процессе игры на уроке дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, анализировать, делать выводы. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрыми, собранными, находчивыми и т.п. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание. «Обучение происходит только при активной деятельности учащихся. Чем разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельность учащихся с предметом усвоения, чем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности- репродуктивной или творческой.» Игры по характеру познавательной деятельности можно отнести к следующим группам.Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.Игра «Составим узор», «Придумай слова».Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.Игра «Засели домик», «Математическая рыбалка».Пример игры. Учитель обращается к детям «Летчик командир придумал для вас задание. Он наметил курс движения самолёта из одного города в другие. Самолёт должен лететь над городами в указанном порядке от меньшего(номера)» к большему. Номер каждого города зашифрован примером. Чтобы расшифровать номера городов, надо решить правильно примеры. Далее надо показать линиями, как двигался самолёт от одного города к другому, третьему и т. д. Покажите и расскажите , в каком направлении двигался самолёт. Я буду выполнять роль лётчика – командира, а вы роль лётчиков-курсантов (учеников)».Игровое действие выполняется поэтапно в соответствии с заданием.Сначала дети расшифровывают номера городов (решают примеры)Далее дети называют номера городов по порядку от меньшего числа к большему.Потом они показывают линиями путь движения самолёта.Затем дети по цепочки рассказывают, в каком направлении двигался самолёт.На доске учащиеся записывают ответы примеров и показывают мелом путь движения самолёта.Аналогично дети могут определять маршрут движения пароходов, машин (от дальних пунктов к ближним- от больших чисел к меньшим)Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся. От каждой команды вызывается к доске по 1 контролёру. Они следят за правильностью ответов.По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмичных наклонов влево и вправо и считают про себя. По сигналу учителя –они называют хором число выполненных наклонов (например 5) . Ученики второй команды по сигналу учителя дополняют число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счёт про себя (например , 6-прибавил 1, 7-прибавил 2, 8 –прибавил 3) Затем они называют число выполненных ими наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками первой и второй команды , называют состав числа. Учитель говорит: «8-это…», ученики продолжают: «5 и 3». Контролёры показывают зелёные круги, если они согласны с ответом.Если допущена ошибка, упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу учителя сделать несколько приседаний , а ученики первой команды дополняют число приседаний до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав числа на основе хлопков, выполненных учениками двух команд. Выигрывает та команда , которая не допустит ни одной ошибки или сделает меньшее число ошибок.Игра, с помощью которой дети осуществляют преобразующую деятельность. Игра «Числа перебежчики»Учитель делит класс на три группы. Сначала он вызывает пять учеников из первой команды и выдаёт им карточки с цифрами и знаками действий. Дети по заданию учителя составляют примеры вида 2+8=10.Учитель предлагает «числам» (ученикам) перебежать так, чтобы получился другой пример на сложение с этими числами. Дети составляют другой «живой» пример на сложение, например 8+2=10.Аналогично, перебегая на другие, мета и меняя знаки действия, дети составляют другие примеры вида 10=2+8, 10-2=8, 10-8=2.Все примеры ,составленные детьми, учитель записывает на доске. На основе сравнения первой пары приемов дети делают вывод о переместительном свойстве сложения. Затем учитель предлагает детям другой команды выполнить аналогичное задание.Игры, включающие элементы поисковой деятельности.«В гостях у Томика и Тёмика» . Гласные –это жители в домиках гномов. У Томика живут гласные указывающие на твердость согласных звуков, у Тёмика –указывающие на мягкость. Дети раскладывают гласные по домикам. А согласные приходят в гости к гласным. Дети , выполнив задание учителя(называют получившие звуки, слоги) , делают выводы. Игра «Угадайка» дети сами формулируют правило по рисунку, схеме и опорным словам.Проведение игры требует большого мастерства от учителя. Перед игрой учитель должен доступно изложить ее сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске.Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на это внимание.В игре в той или иной роли должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски работает небольшое число учащихся, то все остальные должны выполнять роли контролеров, судей, учителя и т.д.Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от ее места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа.В игре исследует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью следует использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки или разрезные цифры. Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре.При использовании дидактических очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, т.к игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное - эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки, этому служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. Список литературыДидактические игры в начальном курсе математики http://refeteka.ru/r-138265.html«Начальная школа» Москва «Просвещение»1986 г.Краевский В.В. Лернер И.Я. «Дидактика средней школы»

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X