Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Ильина Наталья Васильевна

Упражнения для формирования универсальных учебных действий.

скачать документ

Вернуться назад
Задание на формирование регулятивных универсальных учебных действий
Цель: обучение детей целеполаганию.
Формулирование темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.
На уроке русского языка во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся вписать в предложения пропущенные слова
«Таня (польёт) цветы. Мы совершили (полёт) на самолёте».
Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные).
После прочтения детьми написанного, задаю вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?»
Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах.
«Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»).
Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.

Рассмотрим несколько упражнений для формирования   познавательных  УУД
(на примере упражнений и заданий из «Букваря» авторы В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, В. А. Левин)

Сравнение звуковых моделей слов на первоначальном этапе.
- Сравните модели. Что общего?( 3 звука)
- Что изображено на первой картинке?( кол)
- Найдите слово, у которого такой же первый звук.( кот, конь)
- Какими звуками различаются эти слова? ( 3)
- Что изображено на картинках во второй строке?( руль, лес)
- Чем похожи?(3 и 1 звуки одинаковы)
- Найдите такую пару слов, у которых тоже 1 и 3 звуки одинаковы.( шут, душ)
- Что изображено?( сом)
- Сколько звуков в этом слове?( 3)
- Чем схожи и отличны модели слов?( у всех 3 звука, первый звук разный)
- Образуйте новые слова, чтобы они различались первым звуком.
(сом- лом – ком – дом - ром)

Введение понятия звонкие - глухие согласные. Постановка учебной задачи.
- Назовите первое слово (косы)
- Что изображено на другой картинке?( козы)
- Слова одинаковые или разные?( разные)
- Составим звуковые модели и сравним их ( для удобства сравнения модели располагаются одна под другой)
- Что можете сказать о звуковых моделях? Разные или одинаковые?
- Но слова то разные, значит,  должно быть какое-то различие.

Создаётся ситуация  «интеллектуального разрыва». Фиксируется в знаково - символической форме.
- В чём? Может в ударении? (нет). В количестве слогов?( нет).
Дети говорят, что слова различаются 3 звуками: «с» и « з»
- Давайте понаблюдаем за этими звуками. Произнесите. Есть ли у них что-то общее? Удивительно: органы речи расположены одинаково при произношении обоих звуков.
- И всё-таки это разные звуки. Чем же они отличаются? Скажите шёпотом «З», что слышите?(«с»)
Вывод: оказывается различие в том, из чего «делаются» эти звуки. Один произносится с голосом, другой - без участия голоса. Такие согласные, которые произносятся с голосом, называются звонкими, а те, что без голоса - глухими. О таких звуках говорят, что они составляют пару  звонкий - глухой.
- Давайте подумаем, как будем отличать в модели звонкость - глухость согласных звуков.
( предложения детей)
-А дядюшка Ага предлагает добавлять звоночек в верхнем левом углу для звонких согласных.

 На примере таких заданий, детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, моделированием, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.


Упражнения на формирование коммуникативных УУД
1)Например, в первом классе на уроке окружающего мира по теме «Идём в гости», разыграть и показать сценку, где есть «гость» и « хозяин». Задача актёров использовать при диалоге слова и правила приёма гостей. А дети-ассистенты должны оценить правильность приёма гостей.
Например, в первом классе при знакомстве с новой буквой уместна игра «Любопытный». На вопросы учителя, дети должны ответить словом, которое начинается, например только на букву «А». Вопросы могут быть такие:
- Как тебя зовут? (Андрей, Алёша, Аниса)
- Твой любимый фрукт? ( Ананас, абрикос, апельсин)
- Куда ты поедешь в отпуск? ( Африка, Австралия)
- На каком транспорте? (Автобус, автомобиль) и т.д.

2)На группе продлённого дня уместна игра в «Путаницу». Каждый участник придумывает себе какое-нибудь смешное прозвище (например, метла, пузырек, расческа, ручка, игрушка и др.) Затем с помощью считалки выбирается водящий. Он начинает задавать вопросы игрокам. Отвечая на них ,игрок должен употреблять только придуманное им слово, при этом сохраняя серьезное выражение лица. Например водящий подходит к тому, кто назвал себя «метлой» и строго предупреждает:
- Кто ошибается, Тот попадается! Кто засмеётся, тому плохо придется! Далее следует диалог, например: - Кто ты ? - Метла. - А что ты ел сегодня утром? - Метлу. - А на чем ты приехал в детский сад? - На метле. И так далее. Когда вопросы закончатся или же игрок ошибается (рассмеётся),водящий меняется.
3)Например, в первом классе для организации тренировки детей в употреблении образца общения «Моя(кошка) умеет(прыгать)» можно предложить такое речевое упражнение: «Злой волшебник заколдовал наших любимых животных. Чтобы их расколдовать (это игровой мотив), нужно сказать, что они умеют делать (это цель данного речевого действия)». Вслед за учителем, который дает образец решения коммуникативной задачи, каждый ученик рассказывает о своем животном:  - Учитель: Моя собака умеет бегать.  - Ученик 1: Моя лягушка умеет прыгать.  - Ученик 2: Мой попугай умеет летать и т.д.
4)На уроках литературного чтения учителю важно научить ребенка правильно выражать свои мысли, а также научить уважать своих товарищей и уметь слушать их. Возможна организация работы в парах и группах (по обсуждению поступков героев, например, почему отец сорвал аленький цветочек; почему старшие дочери не согласились помочь отцу в беде и т.д.), которая помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.
Полезны такого вида упражнения:
- «Рассказ от первого лица» (рассказать от лица младшей дочери о том, как ей было жалко отца, и она, не побоявшись чудовища, отправилась в его дворец; повествование от имени предмета, например, от имени «Аленького цветочка»);
- «Комплимент» (сказать комплимент сказочному литературному герою (младшей дочери купца или чудовищу - несмотря на его страшную внешность, он оказался очень благородным и щедрым, благодаря чему смог расколдовать чары злой колдуньи и стать прекрасным королевичем);
- «Сказка в заданном ключе» (введение в название сказки нового объекта, например «Аленький цветочек и злой колдун » и сочинить новую сказку);
- «Изменение сказочной развязки» ( придумать другое окончание сказки, рассказа).




Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X