Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Капизова Лариса Григорьевна

"Интеграция физического и экологического воспитания дошкольников"

скачать документ

Вернуться назад

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СИНЕГЛАЗКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК












«Интеграция физического и экологического воспитания детей
дошкольного возраста»




























Составила: Капизова Л.Г.
инструктор по физической культуре








Слайд 1
Существующее на данном этапе обострение экологических проблем диктует необходимость работы по формированию у детей экологического сознания. А дошкольный возраст это начальный этап формирования личностных качеств, целостной ориентации человека. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, себе и другим людям. Главная направленность - подчеркнуть единство природы и человека, их взаимосвязь и взаимозависимость. Смыслом обучения каждого ребенка является осознание себя частью природы, развитие у него экологического мышления, а это сопровождается соблюдением определенных норм поведения, которые и будут служить критерием оценки экологической воспитанности.
Фундамент экологического образования, несомненно, должен закладываться в дошкольном возрасте, тем не менее, оно не должно рассматриваться как изолированное направление работы в ДОУ. Экологическое образование имеет мировоззренческое значение, поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса в ДОУ. Это предполагает тесное сотрудничество всех специалистов на основе интегрированного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольников.
Слайд 2
Тенденцией целостного системного подхода к изучению природы является интеграция. Она предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности (наблюдения, исследования, игра, беседа, изобразительная деятельность, чтение, прослушивание музыкальных произведений, воспроизведение объектов природы, инсценирование) в одном занятии, что помогает освоить новые знания. Интеграция помогает обьединить научно-естественное и гуманитарно-эстетическое направления образования.
Наиболее органичное сочетание представляют, экологическое образование и физическая культура. Интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач.
Успех физкультурно-экологической работы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
- постоянным общением детей с природой ближайшего окружения в процессе занятий физическими упражнениями;
- созданием эколого-оздоровительной развивающей среды для детей;
- накоплением и систематизацией учебно-наглядного, методического материала и оборудования;
- повышением квалификации и уровня экологического образования и культуры работников ДОУ;
- пропагандой физкультурно-экологических знаний среди родителей, детей
и педагогов ДОУ;
- установлением связей с различными учреждениями (школой, обществом охраны природы) для взаимодействия по всевозможным аспектам экологического образования;
- разработкой, подготовкой и участием в проведении различных форм физкультурно-экологической работы с детьми и родителями.
Невозможно представить себе занятие по физической культуре без использования элементов экологии.
СЛАЙД 3
Цель интегрированной деятельности по физической культуре направлена на сопряженное решение задач физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Они имеют общую цель: понимание ценности жизни и здоровья, формирование культуры личности, что предполагает интегрированное решение следующих основных задач: 

Задачи физического воспитания
Задачи экологического воспитания

1. Формировать у дошкольников осознанное отношение к физической активности на основе освоения представлений и знаний о физической культуре.
1. Формировать у детей дошкольного возраста умения разнообразной деятельности в природе и становлении экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.

2. Повышать уровень физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей.
2. Помогать детям самостоятельно понимать происходящие в природе процессы, явления. Учить проводить собственные исследования мира природы, обобщать накопленный материал.

3. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни на основе формирования интересов и мотивов к физкультурным занятиям.
3. Накапливать у детей эмоционально-позитивный опыт общения с природой. Учить ребенка осознавать себя частью природы.


Подбор физических упражнений обусловлен возрастными особенностями развития детей, темой и задачами занятия, содержанием программ по физическому и экологическому воспитанию, временем года и погодными условиями. 
СЛАЙД4
Содержание методики составляют физические упражнения, имитирующие объекты и явления живой и неживой природы, а также деятельность в природной среде. Это такие упражнения, как: «С кочки на кочку», Гусеница», «Найди свое дерево», «Собери листочки», «Попади в цель» - шишки и т.д. При этом предусматривается использование образных названий.
СЛАЙД 5
Упражнения на дыхание: «Подуй на цветок», «Надуй шарик», «Сова» и т.д.
Использование приемов имитации и подражания: «Кошечка», «Лошадки», «Гуси», взаимосвязанных с содержанием природоведческих наблюдений, рассказов и бесед о природе. Так же в группах подобраны серии картинок на подражание голосам зверей, птиц. Например: 
Кукушка кукует ку-ку, ку-ку,
Голубь воркует гур-гур, гур-гур,
Петух зорюет ку-ка-ре-ку,
Филин кричит в ночи ух-ух,
А рыба молчит ни гу-гу!
В нашем детском саду проводится:
СЛАЙД6
Физическая культура в зале и на свежем воздухе, с включением в комплекс упражнений с двойным функциональным назначением (общеразвивающим и коррекционным): - Традиционные занятия;
- Круговая тренировка;
- Игровые занятия;
- По сказочному сюжету;
- Соревнования;
- Оздоровительная гимнастика (также на свежем воздухе),
- Спортивные праздники и развлечения и т.д. 
СЛАЙД7
При проведении непрерывной образовательной деятельности используются элементы массажа, самомассажа, логоритмической гимнастики М.Ю. Картушиной, гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Также различные приемы: хождение босиком; использование нестандартного оборудования; использование художественного слова; использование музыкального сопровождения. Всё это способствует активизации детей на занятии, тем самым появляется мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья.
Фольклор, народные праздники, приметы, игры, а так же сказки разных народов всегда отражали особенности восприятия природы людьми, их отношение к ней. Кроме того, в народном творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношения «человек-природа». Интерес детей дошкольного возраста к играм, сказкам, загадкам делает особо перспективным использование элементов различных культур в целях экологического воспитания. Так в нашем дошкольном учреждении дети знакомятся с особенностями климата и жизни коренных народов Крайнего Севера, выполняют имитационные упражнения «Олень», «Полярная сова», «Ловкий песец», играют в подвижные игры «Построй чум», «Поймай своего оленя», «Прыжки через нарты», «Оленьи упряжки». В летний период педагоги с детьми играют в подвижные игры, поют песни и просто любуются окружающей природой.  Зимой с детьми подготовительных групп организуем встречи на лыжной базе с родителями, где дети не только катаются на лыжах, но и встречают на пути белок, разных птиц и наблюдаем за их внешним видом и забавным поведением. 
СЛАЙД8
Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребёнка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребёнок - это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться ему в жизни. Интегрированные занятия по физической культуре и экологии способствуют не только развитию физического потенциала дошкольников, но и формированию знаний и представлений о природе. Осуществляется комплексное воздействие на сознательную, эмоционально-чувственную и деятельностную сферы личности ребенка. 
Экологизация физического воспитания предусматривает согласование программ физического и экологического воспитания, включение в содержание занятий сложных упражнений и подвижных игр, имитирующих объекты и явления живой и неживой природы, сообщение детям знаний, способствующих сохранить и укрепить здоровье, организацию и проведение походов, прогулок-экскурсий в природу, обучение правилам безопасности во время прогулок-экскурсий и походов.




































Практическая часть. (Выполняют педагоги)
«ЦАПЛЯ»
Когда цапля ночью спит
На одной ноге стоит.
Не хотите ли узнать:
Трудно ль цапле так стоять?
А для этого нам нужно
Сделать эту позу дружно.
И.п.: стоя на правой ноге, согнуть левую ногу в колене, руки чуть в стороны, и постоять так немножко. То же, на левой ноге. (Для мышц ног; координации.)
«ПТИЦА»



И.п.: лёжа на животе, поднять руки вверх – в стороны, прогнуться. Махать руками, как птица машет крыльями. Мы полетели! Отдохнуть. Лечь на живот, опустить руки.
(Для мышц плечевого пояса, живота, спины, ног, для гибкости).

«ГУСЕНИЦА»


И.п.: встать на четвереньки (с опорой на кисти рук и колени). Подтянуть колени к рукам, не отрывая ног от пола. А потом переставить обе руки одновременно вперёд как можно дальше. Так и передвигается гусеница в поисках еды. (Для мышц рук, ног и спины).

«КРОКОДИЛ»


И.п.: лёжа на животе, ноги вместе, руки полусогнуты в локтях. Походить по комнате, как крокодил по песчаному берегу. Можно выполнять остановки, чтобы посмотреть по сторонам, нет ли поблизости опасности. (Для мышц рук, ног и спины).


«ТАНЕЦ МЕДВЕЖАТ»



Представьте себе, что вы маленькие медвежата, и решили потанцевать.
Положите руки на пояс, и делайте полуприседания. Не торопитесь! (Укрепляет мышцы ног).





ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит»
И.п. - о.с.
1. Вдох – руки в стороны
2. Выдох – наклон туловища вправо
3. Вдох – вернуться в и.п.
4. То же влево

«Вот нагнулась ёлочка зелёные иголочки»
И.п. - ноги врозь, руки опущены вниз, кисти рук в стороны.
Вдох
Выдох, наклон туловища вперёд
– 4) Вдох – вернуться в и.п. – выдох
«Гуси»
И.п. – широкая стойка для ног, руки внизу. Наклон вперёд, отвести руку назад – выдох с произношением звуке «ш-ш-ш-ш». Выпрямиться – вдох.
«Ежик»
И.п. – сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди. Выпрямить ноги «ф-ф-ф-ф».

«Цветок распускается» И. п.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон). Медленно поднимаемся на носки. Потянуть руки вверх и в стороны – вдох (цветок раскрывается, вернуться в и. п. – выдох. Медленно, 4-6 раз.

«Лес шумит» И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Наклон вправо – вдох, вернуться в и.п. – выдох, то же – влево.
5 – 6 раз. Усложнение – руки при выполнении вытянуты вверх.

«Травушка колышется» И. п.: о. с., руки опущены вниз. Поднять руки вверх, плавно покачать кистями – вдох, опустить руки вниз – выдох. 4 – 5 раз.

«Травушка растет» И. п.: стоя на коленях, руки к плечам. Поднять руки вверх, покачать плавно вправо и влево – вдох, опустить руки на плечи – выдох. 3-5 раз.

«Грибок» И. п.: глубокий присед, руки обхватывают колени (грибок маленький). Медленно выпрямиться, разводя руки в стороны и немного отводя голову назад – вдох (грибок вырос). 6 – 8 раз.

Релаксация «Рыбка»
В голубой водице
Плывёт рыбок вереница
Чешуёй златой сверкая,
Кружится, играет стая.
Тишина их манит вниз
Рыбки – рыбки вниз пошли
Рыбки – рыбки все легли
Глазки все закрыли
Плавнички расслаблены
Все мы успокаиваемся
Тихо расслабляемся





Литература 
1. Безруких М.М. Решение проблем охраны здоровья школьников в рамках региональных программ "Образование и здоровье" // Ребенок и Север: проблемы формирования здоровья и адаптации детей и молодежи в среде обитания: Тез. докл. XXXIX Междунар. науч.-практ. конф. (17-20 апр. 2001 года, Мурманск) /Под общ. ред. Е.М. Лапицкой. Мурманск, 2001, с. 13. 
Инструктивно-методическое письмо "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения" //Дошкольное воспитание. 2000, № 5, с. 145 - 148.
3. Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 2, с. 11
4. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 256 с.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X