Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Элефтерьяди Ольга Петровна

Экология

скачать документ

Вернуться назад

Наблюдения циклического характера.Наблюдение за деревьями. Цель: Напомнить о деревьях растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышлениеСловарная работа : активизация: рябина, береза, осина, тополь, ягоды, семена, плоды, сладкая. Обогащение: хина, хитрая, пошутить, не дозрела.Художественное слово : «Рябина» И. Токмакова.Красную ягодку мне дала рябинаДумал я, что сладкая, а она как хина.Толи эта ягодка просто не дозрела,Толь рябина хитрая пошутить хотела?ОсеньПоспевает брусника,Стали дни холоднее,И от птичьего крикаВ сердце только грустнее.Стаи птиц улетаютПрочь, за синее море,Все деревья блистаютВ разноцветном уборе.К. БальмонтБеседа по содержанию стихотворения .Наблюдение. Подвести детей к дереву. Дети, что перед нами? (Дерево.) Что есть у дерева? У дерева есть ствол, он твердый, на стволе много веток, листьев, ветки деревьев тонкие, они могут ломаться. Деревья высокие. Чтобы увидеть их верхушки, нужно поднять вверх голову. Деревья высокие, а трава низкая. Показать, что осенью листья деревьев меняют окраску и опадают. Предложить побегать по опавшим листьям деревьев.Исследовательская деятельность : рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет)Наблюдение за дождемЦель: Пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе, развивать речь, согласовывая глаголы с существительными.Словарная работа : активизация: дождь, лужи, тучи, зонт;обогащение: моросит, барабанит, проливной, затяжной, грибной.Художественное слово :                   «Дождик»Дождик, дождик, капелька,Водяная сабелька,Лужу резал, лужу резал,  И устал, и перестал.И. Токмакова.Беседа по содержанию стихотворения . Какое время года наступило, месяц? Посмотрите в окно и скажите, что мы видим. Как вы думаете, откуда берется дождь?Облака на небе собираются в большие темные тучи; небо затягивают сплошные облака и идет грустный дождь. А почему мы говорим грустный?Стихотворение «Тучи»Шли над лугом, над полямиТучи, полные дождем.Тучи стукнулись боками –Загремел сердито гром!Очень сильный дождь называется ливнем. О таком дожде говорят: «Льет, как из ведра!»А какой бывает еще дождь? (осенний, грибной, сильный, холодный, летний, теплый, мокрый)Исследовательская деятельность : Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает предметы, (испаряется на солнце и от ветра).Дидактическая игра «Продолжи предложение»Часто идут… (дожди).Долго не было… (дождей).Сильно льет… (дождь).На улице сыро из-за… (дождя).Солнце светит, но почему-то идет… (дождь).По небу плывут тучи, полные… (дождем).Подбор речевых, логических задачНа Новый год маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегом. Удивился Саша, побежал скорее в лес, где он собирал ягоды и грибы и слушал, как поют птицы. Но в лесу было тихо, не слышно было птиц, ие видно зверей.Тогда побежал Саша на речку, чтобы посмотреть, как резвятся рыбки, как прыгают лягушки и купаются утята. Но он не нашел речки, потому что кругом была только белая поляна да снег.Очень удивился Саша, стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка? Где все рыбы и лягушки?»Леночке понравились снежинки. Она принесла их в детский сад: смотрите, какие красивые! А на рукавицах блестят капельки воды.Где же снежинки?Недалеко от реки жил в лесу заяц. Ночью он бегал по лесу, обгладывал кору деревьев, а днем спал под своим любимым пеньком на опушке леса. Проснулся однажды заяц и видит, что кругом вода и лапы его мокрые. Забрался он на пенек, под которым спал, а вода все прибывает. Уже половина пенька в воде стоит. Побежал заяц искать сухого места, а когда оглянулся, увидел, что пенек совсем скрылся под водой.— Откуда взялось столько воды?— подумал заяц, но так и не догадался.Расскажите, ребята, что здесь случилось.Анализ книгСвою роль в развитии художественной литературы природоведческого характера сыграл и Л.Н. Толстой. Как и К.Д. Ушинский. Лев Николаевич большое внимание уделял устному народному творчеству. В свою "Азбуку" он включил лучшие произведения фольклора: сказки, пословицы, поговорки, былины, басни.Одной из задач "Новой азбуки" (1875 г) было знакомство детей с жизнью природы. В ней содержались рассказы-миниатюры, загадки, пословицы, поговорки, сказки и др.Многие произведения писателя для детей носят научно-познавательный характер, например, сказки "Шат и Дон", "Волга и Вазуза", они помогают детям усвоить материал научного характера. Так же сюда можно отнести и научно-познавательные рассказы. Лев Толстой впервые сближает стиль научно-популярных и художественных произведений в учебных книгах для детей. "В его коротких рассказах и сказках научность гармонично соединяется с поэтичность, с образностью.Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы…""Есть червь, он желт, он ест лист. Из червя того шелк".Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него год целый мед белый"."Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал: эти самые стрекозы поют по зарям. Девочка вспомнила их песни и пустила" (Л.Н. Толстой).Явления природы писатель изображает поэтически ("Какая бывает роса на траве", "Отчего в морозы трещат деревья", "Тепло", "Сырость", "Пришла весна"). Свое место в творчестве Льва Николаевича занимают и рассказы о животных - "Лев и собачка", "Мильтон и Булька", "Булька", "Пожарные собаки", "У Розки были щенки", "Хотела галка пить" и др., в этих рассказах Толстой знакомит детей с повадками животных и птиц, очеловечивая их, наделяя индивидуальными чертами характера.Так же многие рассказы о детях носят природоведческий характер ("Филипок", "Акула", "Корова" и др.).Таким образом, можно сделать вывод о том, что К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой не только увековечили произведения фольклора, но и создали свои произведения, в том числе и природоведческого характера, имеющие актуальность и высокую педагогическую ценность на современном этапе.Сегодня известно много писателей и поэтов, посвятивших свое творчество детям, среди их художественных произведений известно немало посвященных природе. Познакомимся с их творчеством ближе.Основоположниками детской природоведческой книжки являются В.В. Бианки и М.М. Пришвин.Классиком русской природоведческой литературы для детей следует назвать Виталия Валентиновича Бианки. Он разработал практически все художественно?литературные жанры, в рамках которых воплощается природоведческая тематика (рассказы, сказки, повести, очерки, "лесная газета" и др.). Познавательное значение произведений писателя трудно переоценить.Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Произведения В. Бианки помогают воспитателю в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы. Это и многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, и взаимодействия среды и организма и др. Например, сказка "Первая охота" В. Бианки знакомит маленьких детей с таким сложным явлением в природе, как мимикрия, показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т. д. Интересны сказки В. Бианки "Чьи это ноги?", "Кто чем поет?", "Чей нос лучше?", "Хвосты". Они позволяют раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями. Воспитатель использует произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В. Бианки "Лесная газета", "Наши птицы", "Синичкин календарь" дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.Многие рассказы и сказки написаны с юмором, что, конечно же привлекает детей. Но в тоже время каждое произведение его пронизано добротой ("Как муравьишка домой спешил", "Приключения Пика", "Лесные домишки", "Бешенный бельчонок" и др.).Одной из задач, которую ставит Бианки - воспитать в ребенке чувство сопричастности природы и земли, через прием придания животным и природе человеческих качеств. Эта задача сближает творчество Виталия Бианки с творчеством Михаила Пришвина.Михаил Пришвин, в отличие от Бианки, в своих произведениях передает объективные ощущения художника. В своих произведениях Пришвин раскрывает перед ребенком чудеса природы, он наделяет своих "героев" голосами и привычками, даже деревья и растения становятся живыми ("Золотой луг", "Силач", "Шепот в лесу", "Именины осинки". "Колокольчик", "Лисичкин хлеб", "Чудесный доктор", "Деревья в плену", "Осинкам холодно"). Вся природа у М. Пришвина очеловечена. Много рассказов у него посвящено животным-родителям: "Ярик", "Орлиное гнездо", "Ребята и утята", "Пиковая дама", "Курица на столбах", "Борец и плакса", "Первая стойка". У писателя во многих рассказах повествуется о роли человека в природе - "Ярик". "Ужасная встреча", "Сват", "первая стойка", "Кладовая солнца и др.Близок по своему творчеству к В. Бианки и М. Пришвину Евгений Чарушин. Он сыграл свою роль в природоведческой литературе для детей. В биографии этого человека написано, что еще с самого детства полюбил природу, наблюдал за животными, пытался их рисовать, писал стихи. Сейчас мы знаем Евгения Чарушина и как писателя, и как художника, в основе творчества которого лежит образ природы. Чарушин-писатель позаимствовал от В. Бианки интерес к научному наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей, но в отличие от Баинки, Чарушин своих героев показывает более индивидуализировано, лирично. Желание передать маленькому читателю красоту окружающего мира роднит писателя с Пришвиным. При знакомстве ребят с собакой можно использовать такие рассказы Чарушина, как "Военная собака", "Верный Трой", "Томка"; кошка описана в таких произведениях, как "Кот Епифан", "Кот и рыбки", "Кошка Маруська"; образ медведя в рассказах "Медведь-рыбак", "Медвежата", "Медвежонок". О лесных зверях-детенышах повествуется в рассказах "Олешки", "Лесной котенок", "Про зайчат", "Волчишко", "Друзья", сборник "Про больших и маленьких" ("Про зверей", "Про охоту", "Про ребят и зверят"), о птицах - "Хитрая мама", "Четыре утки", "Пунька и птицы", "Сорока", "Яшка". Все эти рассказы и сказки можно с успехом использовать в ознакомлении детей с природой.Научно-художественный характер имеют произведения Б. Житкова. В его творчестве нашлось место и для детей дошкольного возраста. Одним из циклов для маленьких детей является цикл "Про животных" ? "Про волка", "Про обезьянку", "Беспризорная кошка", "Мангуста", "Про слона" и др. Особенностью его рассказов является то, что рядом с животным всегда находится рядом человек, как заботливый друг. Такие рассказы помогают педагогу воспитать у детей заботливое отношение к животному миру. Так же в произведениях Житкова даны подробно видовые признаки животного (слон трудолюбив, мангуст подвижен, галка любительница блестящих вещей).Неизгладимое впечатление в сердце детей оставляют рассказы К.Г. Паустовского. Это "Растрепанный воробей", "Дремучий медведь", "Летние дни", "Барсучий нос" и другие. В детском саду так же можно использовать его произведения.Произведения, природоведческого характера можно найти и у Н. Павловой, Е. Серовой, Г. Снегирева и др.Для формирования у детей осознанно правильного отношения к природе, воспитания любви ко всему живому целесообразно использовать поэзию. Детям дошкольного возраста доступны многие произведения таких русских поэтов, как А. Пушкин, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков, Н. Некрасов, С. Есенина и др.Пушкин не писал специально для детей, но многие его стихотворения и отрывки из его произведений давно используют для чтения детям. Воспитательное значение поэзии А.С. Пушкина для детей дошкольного возраста огромно: его стихотворения "Зимний вечер", "Еще дуют холодные ветры…", пейзажные зарисовки из романов "Евгений Онегин" и "Цыганы", "Зимняя дорога" развивают нравственную и эстетическую восприимчивость. Эти художественные произведения рекомендованы для ознакомления детей программой "Пралеска". Все стихи поэта пронизаны мудрой и светлой пейзажной лирикой. Пушкин дает реалистическое представление о родной природе, природа изображена жизненно правдиво, в многообразных и конкретных ее признаках, свойствах, явлениях.Многие стихотворения посвятил детям Н.А. Некрасов, часть из которых можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста при ознакомлении их с природой, формировании у ребят бережного отношения к природе, заботе о ней ("Дедушка Мазай и зайцы", "Пчелы", "Соловьи"). Замечательно поэт описывает природу в стихотворениях: "Перед дождем", "На ручей, рябой и пестрый…" и др.Говоря о природоведческой литературе, которую педагог использует в работе с детьми, нельзя не вспомнить о замечательном русском поэте Ф. Тютчеве. Его стихотворения "Летний вечер", "Весенние воды", "Осенний вечер" считаются подлинными шедеврами русской поэзии. "Его художественный образ природы конкретно зрим, отмечен печатью романтического чувства". В дошкольном учреждении мы можем использовать такие стихотворения, как "Зима недаром злится…", "Чародейкою зимой", "Пусть сосны и ели…", "Ещё земли печален вид", "В небе тают облака…", многие из стихотворений Тютчева рекомендованы программой "Пралеска" для ознакомления с ними детей дошкольного возраста.Любовью к родной природе пронизана поэзия А.А. Фета. Его стихи посвящены красоте природы, смене времен года, в них поэт выражает радость от созерцания природы. Фету свойственна слитность с природой, очеловечивание ее, его описания конкретны, детализированы. "Каждая птица, каждое дерево, каждое насекомое показаны в свое неповторимости: коростель "вполголоса скрипит", "краснеют по краям кленовые листы". В детском саду можно познакомить ребят с такими произведениями А.А. Фета - "Чудная картина", "Ласточки пропали", "Рад я дождю", "Кот поет…", "Мама! Глянь-ка…".Природоведческий характер носят многие стихотворения поэта А.Н. Плещеева. Всем знакомое стихотворение "Травка зеленеет" с радостью и живостью повествует о приходе весны. Все его стихи радостны и светлы - "Старик", "Птичка", "Дети и птичка", ? даже стихотворение "Осень" не наводит грусти."Летний дождь", "Ласточка примчалась", "Ласточка", "В мае", "Осень", "Весна" ? эти стихи принадлежат поэту А. Майкову. "Стихотворения Майкова удовлетворяют педагогов только одним, но очень ценным качеством: природа воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру".Сергей Есенин так же посвятил детям многие стихотворения, которые, в основном, носят природоведческий характер: он рассказывает маленьким читателям о родной природе. Яркие образы природы переданы в детских стихотворениях Есенина "Береза", "Поет зима, аукает", "Нивы сжаты", "Черемуха".В работе по ознакомлению дошкольников с окружающим можно использовать стихотворения:-И.З. Сурикова "Детство" и "Зима". Стихотворение "Зима" реалистично описывает данную пору года, в нем отмечаются ее характерные черты: "стали дни коротки, солнце светит мало…".-И. Бунина "Под открытым небом", "Детство", "Помню - долгий зимний вечер", "Из окна", "Листопад", "Все темней", "На пруде". В его стихах возникают картины пор года, передается красота родной природы.-А. Блока "На лугу", "Ворона", "Зайчик", "Снег да снег", "Ветхая избушка". Стихотворения Блока для детей доступны детскому восприятию и являются прекрасным средством развития эстетического вкуса.Экологические игрыРаспределение плодов по цветуВоспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое - с жёлтым, а третье - с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.Распределение плодов по форме и вкусуВоспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые - на одно блюдо, продолговатые - на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу - на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое - несладкие. Вини-Пух радуется - он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? - говорит воспитательница. - Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»«Вершки-корешки»Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле - кисти рук опускают вниз.«Узнай и назови»Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву - весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)«Да - нет»На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.«Где снежинки?»Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.Во время движения по кругу произносятся следующие слова:Вот и лето наступило.Солнце ярче засветило.Стало жарче припекать,Где снежинку нам искать?С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:Наконец, пришла зима:Стужа, вьюга, холода.Выходите погулять.Где снежинку нам искать?Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.«Чудесный мешочек»В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.«Где спряталась рыбка»Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.Описание: детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. - Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X