Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Сергунцова Елена Робертовна

Мастер-класс "Современный урок в свете требований ФГОС нового поколения"

скачать документ

Вернуться назад

"Современный урок в свете требований ФГОС нового поколения"Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Особенность ФГОС общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме. Это в свою очередь, приведет к  принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения.  Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной школы основной образовательной программы. Они отличаются от тех, которые были представлены в стандарте, принятом в 2004 году. Теперь это не только предметные результаты (ЗУНы) и общеучебные умения и действия. Помимо предметных, теперь учитель должен обеспечить и новые результаты: личностные и метапредметные (универсальные учебные действия).Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Как построить урок в рамках системно-деятельностного подхода, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?1. Психологический настрой  «Все в твоих руках»– Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». В наших же руках возможность создать на своем уроке такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время, сделать учеников успешными в этой жизни.2. Целеполагание– Как вы думаете, каким образом мы сможем это сделать? (На своих уроках, работая по новому и т.д)Попробуйте сформулировать тему этого блока нашего семинараПрезентацияСлайд 1. Следовательно, тема блока семинара «Современный урок  в свете требований ФГОС нового поколения».Слайд 2. Попробуйте сформулировать цель (Изучить критерии эффективности современного урока)Слайд 3. Какие задачи нам необходимо решить, чтобы достичь этой цели? (Выявить характер изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС, выявить отличия между традиционным уроком и уроком современного типа  познакомиться со структурой технологической карты урока)3. Вхождение в тему. Метод «Ассоциации»Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.Слайд 4. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «личность»? Составьте кластер.Слайд 5Л – личностный рост,И – индивидуальность, интеллектЧ – человечностьН – новаторствоО – оптимизмС – саморазвитие, самообразование, сознаниеТ – творчество, талант, трудЬ –4. Работа в группах. Системно-деятельностный подход. Слайд 6. 1 тема:  Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОСЗадание группам.  Выявить отличия в традиционной деятельности учителя и деятельности учителя, работающего по ФГОС. (приклеить вырезки)Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОСПредмет измененийТрадиционная деятельность учителяДеятельность учителя, работающего по ФГОСПодготовка к урокуУчитель пользуется жестко структурированным конспектом урокаУчитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обученияПри подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендацииПри подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегамиОсновные этапы урокаОбъяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителяСамостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)Главная цель учителя на урокеУспеть выполнить все, что запланированоОрганизовать деятельность детей:• по поиску и обработке информации;• обобщению способов действия;• постановке учебной задачи и т. д.Формулиро-вание заданий для обучающихся (определение деятельности детей)Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.Форм урокаПреимущественно фронтальнаяПреимущественно групповая и/или индивидуальнаяНестандарт-ное ведение уроков_Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихсяОбразовате-льная средаСоздается учителем. Выставки работ обучающихсяСоздается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холловРезультаты обученияПредметные результатыНе только предметные результаты, но и личностные, метапредметныеНет портфолио обучающегосяСоздание портфолиоОсновная оценка – оценка учителяОриентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценкиВажны положительные оценки учеников по итогам контрольных работУчет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обученияОбсуждение результатов работы в группах. Выступление группСлайд 7. 2 тема. Сравнение традиционного и современного уроковЗадание группам.  Выявить отличия между традиционным уроком и уроком современного типа (Вклеить информацию в 3 колонку)Виды деятельностиТрадиционный урокУрок современного типаОбъявление темы урокаУчитель сообщает учащимсяФормулируют сами учащиесяСообщение целей и задачУчитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научитьсяФормулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнанияПланирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь целиПланирование учащимися способов достижения намеченной целиПрактическая деятельность учащихсяПод руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работыУчащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекциюУчащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельноОценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на урокеУчащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)Итог урокаУчитель выясняет у учащихся, что они запомнилиПроводится рефлексияДомашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностейВыступление группМеняется ли структура урока?Слайд 81) Самоопределение деятельности (Орг. момент)2) Актуализация опорных знаний. 3) Постановка проблемы (создание проблемной ситуации) 4) Открытие новых знаний 5) Первичное закрепление. 6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу 7) Включение нового знания в с систему знаний (повторение)8) Рефлексия деятельностиСлайд 9. 3 тема «Структурные элементы учебного занятия. Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС»Требование  ФГОС: формирование  УУД  учащихся. Организовать  урок  в  соответствии с этим  требованием  может  помочь  технологическая  карта  урока. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.Опыт начальной школы показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе.Слайд 9. Задание  группам. Проанализируйте карту урока и, прочитав притчу «Просей через три сита», определите УУДОсновные этапы организации учебной деятельностиЦель этапаСодержание педагогического взаимодействияДеятельность учителяДеятельность обучающихсяПознавательнаяКоммуникативнаяРегулятивная1. Постановка учебных задачСоздание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачиОрганизовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказыванияПринимают и сохраняют учебную цель и задачу.2. Совместное исследование проблемы.Поиск решения учебной задачи.Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.Анализи-руют, доказывают, аргументи-руют свою точку зренияОсознан-но строят речевые высказывания, рефлексия своих действийИсследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения3. МоделированиеФиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.Воспринимают ответы обучающихсяОсуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.4. Конструирование нового способа действия.Построение ориентированной основы нового способа действия.Организует учебное исследование для выделения понятия.Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.Участвуют в обсуждении содержания материалаПринимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль5. Переход к этапу решения частных задач.Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.Учатся формулировать собственное мнение и позициюОсуществляют самоконтроль6. Применение общего способа действия для решения частных задач.Коррекция отработки способа.Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действияСамопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату7. Контроль на этапе окончания учебной темы.КонтрольДиагностическая работа (на выходе):– организация дифференцированной коррекционной работы,– контрольно-оценивающая деятельность.Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.Рефлексия своих действийОсуществляют пошаговый контроль по результатуОдин человек спросил у Сократа: – Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?– Подожди, – остановил его Сократ, – просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита. – Три сита? – Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито ПРАВДЫ. Ты уверен, что это правда?– Нет, я просто слышал это.– Значит, ты не знаешь, это правда или нет.Тогда просеем через второе сито – ДОБРОТЫ. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?– Нет, напротив.– Значит, – продолжал Сократ, – ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито – сито ПОЛЬЗЫ. Так уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь мне рассказать?– Нет, в этом нет необходимости.– Итак, – заключил Сократ, – в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы.  Зачем тогда говорить? (Выступление групп)5.  Итог и вывод. – Какую проблему мы сегодня решали? (Каким  должен быть современный урок?)

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X