Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Степанова Анна Сергеевна

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения

скачать документ

Вернуться назад

А.С. Степанова, воспитатель МКДОУ Детский сад «Берёзка» п. ХаранжиноПроектный метод в деятельности дошкольного учреждения.Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых метода, методики, технологии, программы). Развитие ДОУ, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств. Сегодня детскому саду нужен педагог, способный строить работу с детьми на основе прогрессивных технологий и новых программ, умело использовать инновации и новые информационные технологии, методы. В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная цель  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические методы, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические методы в дошкольном образовании направлены на реализацию Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Дошкольного Образования. На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов. Познавательно-речевое направление может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого дошкольника. Развитие речи и познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Введение федеральных государственных требований, проникновение научно-технического прогресса во все сферы жизни требует совершенствования педагогических приёмов и методов работы, направленных на развитие детской любознательности, познавательно-исследовательской деятельности, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.Одним из перспективных методов работы с детьми, на мой взгляд, является метод проектов или проектный метод. В его основе лежит личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию. Применение этого метода позволяет педагогу достигать более высоких результатов в развитии речи, формировании познавательного интереса к различным областям знаний, навыков сотрудничества.Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.Преимущества проектного метода:является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;повышает качество образовательного процесса;служит развитию критического и творческого мышления.способствует повышению компетентности педагогов. Поэтому, в своей работе с детьми я применяю проектную деятельность, как одну из современных методов организации педагогической работы в ДОУ. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности. Выделяю следующие задачи определяющие развитие детей в проектной деятельности:- развитие познавательных способностей;- развитие творческого воображения;- развитие творческого мышления;- развитие коммуникативных навыков. Проектную деятельность осуществляю на основе интегративного, комплексно-тематического и личностно-ориентированного подходов к организации педагогического процесса. Я и ребенок выступаем как равноправные партнеры, носители разноуровнего, но одинаково необходимого и значимого для каждого из нас опыта. В группе стараюсь создать условия, при которых эта деятельность становится востребованной. Дети в большей мере реализуют свои познавательные потребности и активируют познавательные и коммуникативные способности, становятся любознательными. Апробировала в этой деятельности разные виды проектов:- информационные, исследовательские, творческие; - краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.Организуя работу над проектами, учу детей собирать информацию, совместно с родителями дошкольники выясняют, где ее можно найти и как оформить. Стараюсь "наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и "втягивать” детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой. В определенных случаях не даю детям готовых ответов на их вопросы, предлагаю найти их самостоятельно. В зависимости от сложности вопроса выстраиваем целую цепочку размышления, в котором обнаруживается, что ребенок и сам уже кое-что знает. Недостающие знания можно найти с помощью проведенного эксперимента, рассматривания альбомов с иллюстрациями, обращения за помощью к родителям. Каждый проект заканчивается каким-либо итоговым мероприятием. Так продуктом проекта «Наш дружок-лучок» в ясельной группе была организованна выставка поделок из лука совместно с родителями, продуктом проекта «Открытый космос » - коллективная работа «Планета вселенной», где дети разукрашивали свою планету нетрадиционным способом, с помощью разноцветной соли. Продуктом проекта «Солнечный лучик» - является просмотр непосредственно образовательной деятельности «Светит солнышко в окошко» с присутствием родителей и педагогов. Проект «Мы верим в чудеса» закончили составлением и оформлением книг « В новогоднюю ночь». Работу над проектом веду поэтапно. 1 этап. Выбор цели проекта. Помогаю детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития. Происходит вхождение детей в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг. 2 этап. Разработка проекта. Составляем план деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели. 3 этап. Выполнение проекта. Выполняется практическая часть проекта. Помимо организации деятельности помогаю детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей. По необходимости оказываю ребятам практическую помощь, а также направляю и контролирую осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков. 4. Подведение итоговПроводится оценка результатов Работая по методу проектов, можно сделать следующие выводы: использование метода проектов помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе, способствует активному повышению самооценки ребенка. Необходимо уделить больше внимания в работе с родителями в этом направлении, чтобы они стали активными участниками образовательного процесса, поняли собственную ответственность за воспитание детей. Литература:Виноградова О.В. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ// Управление ДОУ. Научно-практический журнал.2009. №1. С.63-65.Волкова М.С. Проект “Школа дошкольных наук” // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.2010. №9. С.6-9.Зукау Е.Ф. Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников // Управление ДОУ. Научно-практический журнал.2009. №1. С.96-98.Кухлинская В.В. Проектный метод в организации сюжетно-ролевых игр // Управление ДОУ. Научно-практический журнал.2009. №1. С.52-62.Материалы сайтов www.dosvozrast.ruТимофеева Г.Е. Проектная деятельность в воспитании любви к родному городу // Управление ДОУ. Научно-практический журнал.2009. №1. С.83-85.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X