Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Щекотилова Ольга Степановна

Проект "Как прекрасен наш родной язык"

скачать документ

Вернуться назад

«Как прекрасен наш родной язык!»(«Кутшӧм мича да зэв дона миян чужан кыв»)Авторы проекта: воспитатели - Ануфриева Марина ФилипповнаЩекотилова Ольга СтепановнаМБДОУ «Детский сад № 68»г. Сыктывкар, Космонавтов 10/1Возраст детей: старшая группаТип проекта: информационно-творческий.Продолжительность проекта: краткосрочныйСроки реализации проекта: с 01 02.2017 г. по 21 .02. 2017 г.Идея проекта: В преддверии 21 февраля – дня международного родного языкаАктуальность темы: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова…» К. Д. Ушинский. В нашем детском саду с младшей группы осуществляется обучение детей коми языку. Образовательную деятельность организует и проводит педагог по обучению коми языку, Тэтару О.Н., содержание работы планируется по темам в соответствии с программой развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении РК «Парма» под редакцией Белых С.Н.Закрепление пройденного материала – это необходимая и значимая часть работы воспитателей. На наш взгляд, мы выбрали наиболее эффективную форму закрепления знаний дошкольников старшей группы. Ознакомление детей с устным народным творчеством, литературными произведениями и каждодневное использование этого материала, как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.  Воспитательное, познавательное и эстетическое значение литературного творчества, фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Параллельно с беседами, чтением художественных произведений, сказок, прослушиванием в аудиозаписи коми народных песен, заучиванием потешек, поговорок, просмотром мультфильмов на коми языке, подвижных и сюжетно-ролевых игр планируем изобразительную деятельность, которую организует и 00 проводит воспитатель по изобразительной деятельности. Полученные впечатления дети отражают в своих творческих индивидуальных и в коллективных работах. В дошкольный период детства происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для ребенка становятся воспитатели и родственники. В семье зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на его дальнейшую судьбу. Через призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера. Поэтому в нашей работе мы опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности.Цель проекта: Создать условия для использования детьми коми речи в практической деятельности. Побуждать к активному использованию художественных произведений, малых фольклорных жанров, игр народа коми в режимных моментах, в совместной деятельности, в общении.Задачи проекта:- Обогащать словарь детей за счет существительных на тему: семья, дом, моя республика через знакомство с художественным и фольклорным материалом на коми языке.- Формировать умения преобразовывать существительные единственного числа в множественное с помощью суффикса – яс –- Побуждать строить предложения: местоимение – прилагательное – существительное (менам ичот пызан) и использовать в речи послеслоги в процессе подвижных, дидактических, сюжетно – ролевых игр на коми языке.- Отрабатывать четкое произношение звука – о -, аффрикатов дж, дз, тш.- Воспитывать желание общаться друг с другом на коми языке.Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель старшей группы, педагог по изобразительной деятельности, родители дошкольников.Предполагаемый результат:В итоге реализации проекта могут быть отмечены следующие показатели уровня развития детей:Может использовать имеющийся словарный запас по теме: семья, дом, моя республика.Умеет в повседневной жизни пользоваться грамматическими конструкциями: местоимение – прилагательное – существительное.Способен преобразовывать существительные единственного в множественное число с помощью суффикса – яс –Фонетически грамотно произносит звук – о -, аффрикаты дж, дз, тш.Рассказывает стихотворения по отдельным темам проекта.Соотносит текст (пословица, поговорка) с содержанием картины, называет, что или кто изображен.Правильно использует слова и выражения в монологической речи и в игровой деятельности.Участвует в составлении диалогов.Использует в  деятельности считалочки на коми языке.Умеет внимательно слушать речь педагога на коми языке, перевод ее, опираясь на ключевые слова;Может разыгрывать небольшие сценки на коми языке с использованием атрибутов;Подготовительный этапПостановка проблемы перед детьми: как подготовиться к празднику Международному дню родного языка?Постановка детской цели: будем учиться хорошо говорить на коми языкеПланирование детьми совместно с воспитателем хода проекта: обсуждение плана действий, выбор видов детской деятельности, распределение ролей. когда будут учиться говорить, о чем. Результат Модель планирования хода проекта (см. Приложение)Основной этап реализации проектаООСоциально-коммуникативное развитиеООПознавательное развитиеОО Речевое развитиеООХудожественно-эстетическое развитиеООФизическое развитиеРабота с родителями1 неделя«Семья»1. Игра - диалог «Знакомство»2.Пальчиковая игра «Этот пальчик» («Тайо чуньыс»)3.Д/игра«Ходилки-бродилки» (с иллюстрациями Эжвы)1. Игра в картинках на тему «Семья»: члены семьи на коми языке2. Просмотр мультфильма на коми языке «Три медведя»(«Куим ош») 1. Заучивание стихотворения «Мам» («М, О. Кутькина2. Чтение стихотворения «Мам», «Бать»Мингалева Н.1.Интегрированная образовательная деятельность по сказке С. Пылаевой «Спасибо» (Р/р + лепка)2. Рисование «Мое имя» 1. Подвижная игра «Дядя Семен» («Семен дядь»)2. Игра на внимание (социоигровая технология) «Японская печатная машинка»(члены семьи на коми языке)Мастер – класс «Занимательная игротека на коми языке для детей и родителей» РезультатСоздание альбома «Мое имя», составление скульптурной композиции по сказке «Спасибо», буклет для родителей «Играем дома» 2 неделя«Мой дом»1. Словесная игра «Телефон»(построение диалога на коми языке)2. Сюжетно – ролевая игра «Семья»1.Драматизация сказки «Репка» («Серкни»)2. Вечер загадок на тему «Мебель» («Керка пытшкӧсса эмбур»)3. Экскурсия по улицам Эжвы.1.Словесные игры «Что бывает большим и маленьким?»2. «Да или нет?» (да – абу)3. Знакомство с пословицами и поговорками (по картинкам)1.Рисование «Дом, в котором я живу»2. Рисование «Украсим предметы быта коми орнаментом»Подвижные игры: «Пон»,«Чери-бери»,«Кыка кӧр».Совместное развлечение «Мой красивый дом» («Менам мича керка»)РезультатПоказ сказки «Репка» («Серкни») малышам, фотоколлаж «Экскурсия по улицам Эжвы», «Мы играем», выставка детского творчества «Красивый дом» («Мича керка»), создание альбома с пословицами и поговорками.3 неделя«Я живу в Республике Коми»1. Викторина «Что я знаю о Сыктывкаре»2. Просмотр презентации «Мой город»1. Дикие животныеСловесная игра«Расскажи о зайце, медведе» («Висьтав кӧ да ош йылысь»)2. Птицы.Словесная игра«Скажи одним словом» (кывйӧн)1.Чтение стихотворения С. Попова «Родная земля» («Чужан му»)2. Заучивание стихов на коми языке для участия в конкурсе чтецов.1. Лепка «Азбука» («Коми кыв»)2. Рисование «Мой отец» («Менам батъ») к 23 февраля3.Прослушивание и пение коми песен.1. Хороводные игры на коми языке.«Керка гӧгӧр»«Кысукӧй, мургысьӧй»2. Самомассаж«Зиль-зёль» Совместное развлечение «Международный день родного языка»РезультатСоздание альбома достопримечательностей города Сыктывкара, презентация «Мой город» (с привлечением родителей), выставка детского творчества «Менам батъ», «Коми кыв», участие в конкурсе чтецов на коми языке в ДОУ.Заключительный этапРезультат проектаПредставление полученных результатов, демонстрация приобретенных знаний и умений - Праздник, посвященный Дню родного языка.Рефлексивный этапАнализ выполнения проекта Тема «Семья» для дошкольников знакомая и самая близкая, поэтому все задания, игры, просмотры, образовательная деятельность была принята и прожита на одном дыхании. Дети самостоятельно организовывали подвижные игры на коми языке, использовали пальчиковые игры в режимных моментах, игра «Ходилки – бродилки» с картинками Эжвы стала самой любимой игрой в группе. С неудержимым творческим вдохновением дети рисовали свое имя, каждому хотелось в сочетание букв своего имени вложить красоту, декоративность, яркость, неповторимость. После проведения ООД по сказке «Спасибо» С. Пылаевой, дети предложили выучить слова и показать сказку для родителей, что мы и запланировали на театральную весну. Для родителей был проведен мастер-класс по обучению словесным коми играм, где в главной роли учителей были дети. Все родители получили по данной теме буклеты на память. Тема «Мой дом» - это знакомство с укладом жизни людей, предметами быта коми народа, современной утварью через использование коми языка в повседневной жизни. Очень ответственно дети и родители подошли к подготовке драматизации сказки «Репка» («Серкни»), распределяли роли, готовили декорации, учили слова. В сюжетно – ролевых играх дети пользовались словами, обозначающими мебель, посуду на коми языке, чаще можно было слышать используемые прилагательные (это и величина, и цвет предметов). А так же старались строить в игре диалог, чему способствовала словесная игра «Телефон». Наиболее сложным для понимания дошкольников стали скороговорки на коми языке, в помощь детям мы создали альбом с картинками, где изображены герои фольклора. Интересно прошла экскурсия по улицам Эжвы, знакомые места воспринимались по новому, и улица Космонавтов, и Слободская площадь. Наиболее запоминающимся мероприятием стало совместное с родителями развлечение «Мой красивый дом» («Менам мича керка»). Родителям представилась возможность оценить знания детей в обучении коми языка, показать свои лингвистические способности, поучаствовать в совместных играх, проявить смекалку в решении различных заданий по обучению коми языку. Тема «Я живу в Республике Коми» позволила расширить кругозор дошкольников. Дети узнали много нового о своем районе, столице республики, достопримечательностях, закрепили знания о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях, о животных РК. Родители активно подключились к подбору стихов для конкурса чтецов, посещали библиотеку «Шондi войт», советовались с педагогом по обучению коми языку. Результат данной работы – 1 и 2 место в старшей подгруппе на конкурсе внутри детского сада. Презентация «Мой город» - это творческий подход двух семей, которые решили познакомить детей с памятниками нашей столицы. Работа с детьми в данном направлении отразилась на содержательности продуктивной деятельности детей (н/р, лепка азбуки из соленого теста), очень нравится дошкольникам работать в парах, по подгруппам, что способствует умению договариваться, уважать мнение других, приходить к общему решению. Ко Дню защитников Отечества была создана творческая выставка «Мой отец» («Менам батъ»). Конечно, кульминацией всей работы стал праздник, посвященный международному дню родного языка. На празднике звучали стихи и песни на коми языке, дети и родители активно участвовали в подвижных и хороводных играх, в конкурсах. Все участники проведенного мероприятия делились впечатлениями несколько дней. Раннее обучение иностранному (коми) языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес и уважение к языку и культуре народа, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Роль изучения коми языка особенно неоценима в развивающем плане, так как именно дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к людям иной культуры, эти детские впечатления сохраняются на долгое время и способствуют развитию внутренней мотивации изучения первого, а позже и второго иностранного языка. В целом, раннее обучение неродному языку несет в себе огромный педагогический потенциал как в плане языкового, так и общего развития.Литература:1. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников «Дошкольное воспитание». – 2004. – № 4. 2. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей « Дошкольное воспитание». – 2003. – №2. 3. «Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду» Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991г.4. В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, «Нравственное воспитание в детском саду». Москва «Просвещение» 1984г.5. Е.К.Ривина, «Знакомим дошкольников с семьей и родословной», Мозаика-Синтез, М. 2008г.6. Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова «Родной край» (пособие для воспитателей детского сада). Москва «Просвещение» 1985г7. Программу развития и воспитания детей в образовательном учреждении республики Коми «Парма» под общей редакцией Белых С.С., Штекляйн С.Н., 2-ое изд. испр., Сыктывкар, 2010г.8. Авторская программа «Обучение дошкольников коми языку» Тэтару О.Н., 2012 год9. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва «Просвещение»2009 г.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X