Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Кирчанова Татьяна Анатольевна

Игры и упражнения в педагогической работе по развитию речи детей раннего возраста

скачать документ

Вернуться назад

Игры и упражнения в педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста.Кирчанова Татьяна АнатольевнаМБДОУ «ДС №479 г.Челябинск»ВоспитательИгра как вид деятельности человека издавна привлекает внимание педагогов ,философов, биологов, социологов. Игра представляет собой особый вид деятельности человека. Ученые изучают игры детей и взрослых ,отыскивая их специфичные и отличительные черты. Игра понимается как «особый тип деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной действительности, имеющий свое специфическое строение особый предмет и мотивы деятельности, и особую систему действий».Одним из важнейших положений отечественной теории детской игры является подход к игре как ведущей деятельности. Это означает, что в связи с развитием игры происходят главнейшие изменения в психике ребенка, развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей. Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Как отмечал А.Н.Леонтьев дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера- обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. Приведем примеры обучающих задач: научить детей различать и правильно называть цвета («Салют», «Цветные коврики») или геометрические фигуры («Ледоход»),уточнить представления о столовой посуде («Кукла Катя обедает») или одежде («Кукла Катя идет на прогулку»), формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, расположению в пространстве («Что изменилось», «Парные картинки»),развивать глазомер и координацию мелких движений («Поймай рыбку»,»Летающие колпачки»).Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети.Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами ,настольно-печатные, словесные. В качестве дидактических материалов используют игрушки, реальные предметы (предметы обихода ,орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства),объекты природы(овощи, фрукты, шишки, листья, семена).Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно – образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь ,воспитывать произвольность поведения ,памяти, внимания .Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры – инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли ,например продавца, покупателя в играх типа «Магазин».Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях («Кукла Наташа заболела»,»Устроим кукле комнату»), о нормах поведения(«Что такое хорошо и что такое плохо»).ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата , уметь слышать себя и окружающих. Ребенок увлекаясь игрой не замечает что его учат. А это значит , что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее. Главное условие эффективности этой работы - положительный эмоциональный фон занятий, интрига игры. Развивать речь ребенка можно и нужно через подвижную игру. Игра-это естественное состояние ребенка, его основное занятие. Её применение способствует получению детьми удовольствия от процесса и результата игры. Дети раннего возраста ещё очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Малыши с удовольствием повторяют слова интонацию и движения за взрослым, предвкушая знакомый финал. Чем веселее и интереснее игра, тем больше она нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:1.Речь и речевое общение детей : Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей/ А.Г. Арушанова. М.: Мозайка-Синтез, 2004.2.Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями /Т.Б.Филичева,А.В.Соболева. Екатеринбург: Издательство “Литур” ,20003.Выготский Л.С. Мышление и речь// Там же. М., 1982. Т. 2 4.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.,1991.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X